Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Ни для кого, пожалуй, не секрет, что Россия всегда славилась своими богатейшими традициями хорового исполнительства, которое прошло значительный (более чем в тысячу лет!) путь от знаменного и партесного пения через оперно-хоровое творчество классиков середины XIX века, достигнув своего расцвета в сочинениях таких композиторов, как Рахманинов, Чайковский, Чесноков и Танеев, продолжая затем развиваться под влиянием советской идеологии и до наших дней, когда опыт прежних веков обогатился новаторскими приемами и выразительными средствами. Так что сейчас в исполнении профессиональных коллективов можно услышать как старинные канты, так и ультрасовременную атональную и додекафонную музыку.

Я не зря подчеркнула слово «профессиональных», поскольку при всем при этом практически ушла в прошлое практика создания и функционирования самодеятельных хоровых коллективов, которая была невероятно распространена в середине прошлого столетия, но пошла на спад со времени упразднения в 1987-м году Всероссийского хорового общества. Поэтому сейчас в нашей стране культура массового пения находится в весьма жалком состоянии по сравнению с теми же западными странами — где-нибудь в Германии или Франции в порядке вещей услышать ансамбль школьников, поющий по дороге с занятий или в автобусе, направляясь на экскурсию, в то время как в России представить сейчас подобную картину довольно сложно. Хотя внушает оптимизм тот факт, что не далее, как в феврале 2013-го года под руководством маэстро Валерия Гергиева вышеупомянутое общество было возрождено и уже активно работает в области популяризации хорового искусства!

Но пока что, надо признать, любительские хоры представлены в основном студенческими коллективами. Впрочем, среди них есть и такие, которые дадут фору профессионалам! Вот о двух подобных хорах я и хотела бы поведать в этой статье, вернее, об их совместном концерте, прошедшем в актовом зале МГУ в рамках цикла «Ректор Московского университета приглашает…» Речь пойдет о прославленных и старейших в России любительских коллективах — Хоре студентов Санкт-Петербургского государственного университета и Академическом хоре Московского государственного университета (первый отмечает свое 125-летие, а второму вскоре исполнится аж 240 лет с момента создания!)

Концерт открывали гости — гимном Санкт-Петербурга, а также всем известной песней Соловьева-Седого «Наш город». Честно говоря, от выступления питерского хора я ожидала большего в плане программы, зная, что ему подвластны очень сложные и масштабные произведения, настоящие музыкальные полотна Орфа, Малера, Прокофьева. Но в этот раз решено было ограничиться лишь хоровой обработкой темы Деборы из музыки Морриконе к фильму «Однажды в Америке», двумя русскими народными песнями с участием мужчин-солистов из числа хоровиков, ну и наибольший интерес на этом фоне представляло сочинение современного британского композитора и хормейстера Грейстона Айвза «Name That Tune» — попурри тем из самых разнообразных произведений от марша Тореадора, Пятой симфонии Бетховена, третьей части си-бемоль минорной сонаты Шопена, более известной как Траурный марш, и до Танца Феи Драже из «Щелкунчика» и даже «Боже, царя храни». И безусловно, стоит отметить безупречную работу маэстро Эдуарда Кротмана, обладающего солидным опытом и мастерством как в хоровом, так и в оперно-симфоническом дирижировании.

Но не менее мастеровит и его московский коллега, руководитель Академического хора МГУ Мирза Аскеров — яркий, темпераментный и известнейший музыкальный деятель, являющийся, к слову, членом президиума воссозданного Всероссийского хорового общества. Не скрою — я являюсь давней поклонницей управляемого им коллектива, который ценю за редкостный по красоте тембр, культуру звука и исполнительства, а также неординарный подход к репертуарной политике.

На этом концерте хор МГУ исполнил несколько программных хоровых сочинений — «Символ веры» Чайковского, свешниковскую обработку «Ах ты, степь широкая», а также одно из любимых моих произведений — «Развалину башни, жилище орла…» Танеева из Двенадцати хоров на стихи Полонского. Это в принципе, надо сказать, весьма сложная для исполнения музыка (видевший партитуру поймет!), поскольку композитор как полифонист мыслил преимущественно «инструментально», так что с вокальной точки зрения хоровые партии написаны неудобно, зато в результате как же всё удивительно гармонично и динамически насыщенно! Порадовал и выбор современных сочинений, в частности мелодичное и спокойное, но необычное по фактуре произведение «Lux aurumque» молодого американского композитора, призера «Грэмми» Эрика Уитакра, знаменитого созданием первого виртуального хора. Финал выступления был так вообще крайне интересен — и исполнением хоровой обработки песни «Рамочка» авторства латышского рок-музыканта Ренарса Кауперса, и госпел-блюзом «John the Revelator» со сложным ритмическим рисунком, но создающим превосходное настроение.

Заканчивалось первое отделение как нельзя более традиционным примером советской массовой песни — «Маршем энтузиастов», который москвичи и питерцы исполнили сводным хором. А во второй части мероприятия зрители (в их числе и ректор МГУ Садовничий, который очень трепетно относится к своему хору) смогли услышать произведения уже более развернутого жанра, где два хора выступали в сопровождении Симфонического оркестра Министерства обороны, руководителем которого является знаменитый дирижер, генерал Валерий Халилов, также известный как идейный вдохновитель и один из авторов международного фестиваля «Спасская Башня». Но в этот раз за пультом оркестра стоял не Валерий Михайлович — Половецкой пляской Бородина из оперы «Князь Игорь» и кантатой «Москва» Чайковского продирижировали соответственно Мирза Аскеров и Эдуард Кротман. Причем в кантате сольную партию меццо пела артистка Большого театра Анна Викторова.

Завершалась концертная программа вполне ожидаемо студенческим гимном «Gaudeamus igitur», когда к артистам на сцене в едином воодушевленно-музыкальном порыве присоединились и зрители, доказывая, что великое хоровое искусство при желании может быть доступно каждому вне зависимости от уровня профессионализма!

Публикации об искусстве и музыке

Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Завершение яркого хорового форума «Звучит Москва»

Публикация для журнала Snob 2014 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Фестиваль «Спасская башня» — 2013

Публикация для журнала Snob 2013 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Живописная музыка: концерт к 175-летию Мусоргского

Публикация для журнала Snob 2014 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Интервью с органистом Константином Волостновым

Публикация для журнала Snob 2013 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Интервью с маэстро Василием Валитовым

Публикация для журнала Snob 2013 г.
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Опера «Красное»: Сны погибших об Испании

2025 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Антивоенный реквием

2025 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Возвращение Атома

2024 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Трубадур» Верди в Новой опере

2024 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Открытие выставки Федора Конюхова

2022 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art

Публикация для платформы Syg.ma, 2020 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Петербургский музей Erarta

2020 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

VIII Московская биеннале современного искусства

2020 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе

2020 год
Хоровое студенчество двух столиц. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Парк древнерусского периода: премьера «Садко» Чернякова в Большом театре

Публикация для платформы Syg.ma, 2020 год
На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности