
Среди почти трёх десятков опер Верди, каждую из которых я хоть раз да послушала, вживую либо в записи, «Трубадур» — абсолютный рекордсмен! Даже два других опуса знаменитого вердиевского «трехзвездия» Rig-Trav-Trov — «Риголетто» и «Травиата» — сильно отстают в моём личном списке просмотров. Возможно, потому, что из трёх гениальных партитур именно «Трубадур» наиболее сложное творческое явление. Или потому, что это также чистое, беспримесное музыкальное наслаждение, которого порой так не хватает: что ни ария, хор или ансамбль, то бессмертный хит.
Но есть и ещё одна важнейшая причина — сюжет, безусловно. Который считается чрезвычайно запутанным, якобы его невозможно пересказать правильно, ни разу не сбившись, а в одном миланском трактире неподалеку от Ла-Скала даже хранится бутылка шампанского для того, кому все-таки удастся это сделать. Хотя так скажу, что либретто «Трубадура» (по драме Гутьерреса) отнюдь не более замысловатое, чем в остальных вердиевских опусах. Вся эта мрачная романтика на фоне реальной истории борьбы за трон Арагона, цыганская месть, соперничество на поле брани и за сердце дамы двух братьев, которые не знают, кто они друг другу, — для композитора лишь маскарадный прием, позволяющий громко говорить о наболевшем. Ведь драматургия привлекла Верди в первую очередь своей освободительной идеей, героикой борьбы с угнетением — стоит напомнить, что замысел оперы возник всего через несколько месяцев после подавления революции, когда в Италии воцарилась беспросветная реакция, репрессии и полицейский произвол. Так что и алогичность либретто отчасти обусловлена попытками обойти цензуру того времени. Но если в тесте всё между строк, то музыка прямо говорит о сокровенном смысле «Трубадура». Неслучайно героическая кабалетта Манрико стала вскоре после премьеры популярной революционной песней.
Вся эта опера, по сути, призыв к отмщению тиранам, к героической борьбе. Потому еще она мне столь симпатична, так что готова слушать бесчисленное количество раз и во всевозможных интерпретациях. Причём одинаково люблю как классические костюмные спектакли с «замком-табором-темницей» и всем полагающимся, так и режиссерские актуализации вроде экстремально брутальной и зрелищной версии Оливье Пи в Мюнхене или обожаемого спектакля Чернякова в духе психологического триллера.
В этом смысле «Трубадура», который ещё с 2012-го года идёт в «Новой опере» (в постановке итальянской команды) можно назвать довольно компромиссным. С одной стороны, сценография по-современному минималистичная, абстрактная и стильная: три огромных башни-призмы, каждая с тремя сторонами, символизирующие, соответственно, миры героев — графа ди Луна, Леоноры и цыган, при этом большое значение придаётся цвету и в целом световой партитуре, а в остальном всё довольно традиционно. В общем, крепкий такой спектакль, который радует глаз красочностью и эстетизмом, а слух — отменной работой оркестра и хора, потому по возможности всегда иду, если вижу в афише. Так что ради очередного показа в начале февраля даже нарушила свое декретное затворничество. Хотя были для этого и дополнительные веские поводы. Например, послушать новый для меня в этой постановке состав солистов. Как известно, без великолепной пятерки голосов к «Трубадуру» и приступать даже не стоит, но в этом смысле заявленный каст был многообещающим, сильным и гармоничным, так что не обманул ожиданий (Азучена — Агунда Кулаева, Манрико — Михаил Новиков, Граф ди Луна — Андрей Борисенко, Леонора — Кристина Пономарева, Феррандо — Константин Федотов).
И еще более существенная причина, как нетрудно догадаться, — маэстро Василий Валитов за пультом, дирижер чрезвычайно многогранный, но не побоюсь сказать, что именно вердиевские партитуры выходят у него с особенным вдохновением, вкусом и стилем. С большой теплотой, кстати, вспоминается под его управлением гала-концерт «Viva Verdi», представленный в «Новой опере» в 2013-м году к 200-летию композитора и ставший своего рода хрестоматией творчества Верди. И возвращаясь к «Трубадуру», не могу не проанонсировать еще один спектакль, который состоится 27 февраля в рамках Шаляпинского фестиваля на сцене Татарского академического театра оперы и балета — также под управлением Василия Валитова, являющегося музыкальным руководителем этой постановки.
Публикации об искусстве и музыке

Парк древнерусского периода: премьера «Садко» Чернякова в Большом театре
