«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Одна из главных театральных премьер ковидного сезона в Москве — «Норма» по роману Сорокина в постановке режиссера Максима Диденко, совместный проект Театра на Малой Бронной и Мастерской Брусникина.

Осенью я об этом не писала, поскольку присутствовала лишь на прогоне, где спектакль еще доводили до ума — и тогда казалось нечестным рассказывать что-то до официальной премьеры, однако теперь я уже на всё готова, тем более, хочется искренне рекомендовать постановку к просмотру (в надежде, что она вернется на сцену в следующем сезоне!)

Сорок лет назад Владимир Сорокин написал дебютный роман, который, как объясняет сам автор, даже нельзя назвать романом — в 80-е книгу называли просто «Норма», и это гениальная постмодернистская энциклопедия стилей официозной советской прозы в восьми частях, каждая из которых обличает так называемую «нормальность» тоталитарного общества — абсурдную, уродливую, насаждаемую сверху.

Надо ли говорить, что с каждым годом книга становится всё актуальнее, хоть и написана о временах брежневского застоя. Прочесть ее перед спектаклем желательно, однако не обязательно, поскольку авторы постановки не занимаются дотошным воспроизведением на сцене сорокинского текста (обработанного драматургом Валерием Печейкиным), но в разрозненных историях воссоздают дух советской действительности, атмосферу тоталитаризма, жестокости и насилия. Этот театр плоти, театр образов и сложно переплетающихся смыслов может тревожить, смущать и возмущать традиционалистов, однако ничего такого особенно шокирующего и скандального в спектакле нет, хоть воздействует он мощно.

Ярче всех, пожалуй, выделяется актерская работа Евгения Стычкина, а его сорокаминутный монолог во втором действии — знаменитые «Письма к Мартину Алексеевичу» — можно показывать в театральных ВУЗах как учебное пособие. Без сомнений, «Норма» стала практически его бенефисом, хотя несправедливо было бы не отметить, что продюсер Светлана Доля в принципе собрала очень сильную команду для этого проекта.

Художник Галя Солодовникова создала безупречную монументальную сценографию, сердце которой — огромная канализационная труба: в нее отправляются образы советского прошлого, а обратно она извергает чудовищного героя нового времени — росгвардейца. Дополняют колоссальную декорацию видеопроекции Олега Михайлова и Ильи Старилова — например, будто бы высеченный в камне стихотворный цикл Сорокина «Времена года», пародирующий всю советскую поэзию разом от Пастернака и Долматовского до андеграунда.

Эти же двенадцать сорокинских стихотворений в спектакле преобразованы в музыкальный цикл, созданный композитором Алексеем Ретинским: схожим образом он пародирует, искажает и деконструирует звуковую вселенную советского человека — известные гимны, марши, вальсы, пионерские песни, эстрада и романсы зловещим образом переинтонированы и скрещены друг с другом («Белеет парус одинокий» Варламова — с Революционным этюдом Шопена, песни «Сулико» и «Танец маленьких утят» — с монограммой DSCH), так что из общего котла формируются новые образования — гибриды, как называет их сам автор. Исполняет данную композицию находящийся на самой вершине декорации, где-то под колосниками сцены, оркестр под управлением Ольги Власовой.

Все составляющие этого проекта настолько ладно и впечатляюще пригнаны друг к другу, что даже место действия — Дворец на Яузе, яркий образец сталинского ампира и памятник советскому режиму — будто бы становится частью сценографии. Нельзя и представить лучшей площадки для «Нормы» (кстати, если обстоятельства не помешают, она должна вернуться туда 28 октября).

При этом необходимо отчетливо понимать, что перед нами не спектакль в привычном понимании слова, но скорее художественный перформанс и протестная акция против новой «нормы», которой нас нынче усиленно пичкают, как героев Сорокина — спрессованным дерьмом.

Публикации об искусстве и музыке

«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Парк древнерусского периода: премьера «Садко» Чернякова в Большом театре

Публикация для платформы Syg.ma, 2020 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Концерт Иэна Бостриджа в Зарядье

25 декабря 2019
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Zauberland» Кэти Митчелл в Москве

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Теодор Курентзис исполнил вердиевский Реквием с берлинскими филармониками

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Влюбленный дьявол» Александра Вустина в МАМТе

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Чайковский на все времена» в Московской консерватории

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Ансамбль «Questa Musica» исполнил Реквием Моцарта

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Французские эпизоды в Новой опере

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Музыкальные крылья России: концерт к 100-летию Осиповского оркестра

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Герой инстаграмного времени: «Похождения повесы» Стравинского в МАМТе

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Концерт английской музыки в исполнении оркестра Leggiero

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Встреча через столетие

2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

От Каччини до… Вавилова: «Итальянские эпизоды» в Новой опере

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Замыслы с размахом: «Гамлет» на фестивале «Ростовское действо»

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности