

Вместе с началом осени в Москву пришли не только циклоны и холодная пасмурная погода, что, в общем-то, традиционно, но также и еще одно событие, которое постепенно становится не менее традиционным для московского осеннего сезона, — международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня», проводимый уже в пятый, практически юбилейный раз. Хотя мне в 2007-м году посчастливилось наблюдать еще и «пробный» вариант этого мероприятия, которое тогда называлось «Кремлевская зоря», и с тех пор сентябрь каждого года я встречала на Красной площади, восхищаясь мастерством и зрелищностью и переживая за знакомых участников-музыкантов.
В этот раз, надо сказать, всё выглядело скромнее, чем в прошлом году, когда в рамках фестиваля на площади было устроено настоящее театрализованное представление, посвященное двухсотлетию Отечественной войны 1812 года. Но тем не менее, организаторам и художественным руководителям проекта все-таки удалось найти нечто новое и уникальное, чтобы поразить публику. Хотя начало выступления 1-го сентября затягивалось — поскольку это было открытие фестиваля, то ждали прибытия Собянина, который, наконец появившись, произнес какую-то невнятную речь, сделав акцент на благодарностях в адрес министра обороны Шойгу и при этом ни слова не сказав про автора, художественного руководителя и, можно сказать, «отца» фестиваля — главного военного дирижера России Валерия Халилова. Для человека посвященного это всё выглядело как-то жалко и странно, так что лучше бы наш врио мэра молчал. Так что я вздохнула с облегчением, когда с этой официальной частью было покончено и началось непосредственно само действо — эдакая битва у стен Кремля музыкальных армий 13 стран! Зрителей удивляли, как водится, не только строевой подготовкой и маршами, но и произведениями самых разнообразных жанров — от академической музыки до фольклора и мировых поп-хитов. А помимо этого танцами, акробатикой, боевыми искусствами, анимационными и пиротехническими эффектами и прочими порой весьма эпатажными вещами.
В составе участников феста были лишь «новички», за исключением российских коллективов, которые каждый год играют на «Спасской башне», а это и оркестры Министерства обороны, Почетного караула, Военно-морского флота… И в том числе Президентский оркестр коменданта Кремля с совершенно потрясающим дирижером Евгением Никитиным, под управлением которого в этот раз оркестр вытворял нечто совершенно невообразимое в хорошем смысле слова, избавившись от официозности прошлых лет и включив в свое дефиле бунтарские рок-н-ролльные мотивы!
А вот все зарубежные оркестры — из Франции, Британии, Финляндии, Австрии, Швейцарии, ОАЭ, Нидерландов, Беларуси, Южной Кореи, Китая, Японии и Словении — все они почтили фестиваль своим присутствием впервые. Но все смогли представить свои страны на достойнейшем уровне, никто не ограничился простым дефиле, а каждый коллектив стремился найти художественные, музыкальные и хореографические средства, чтобы продемонстрировать свою уникальность и специфику. Так, например, оркестр полиции Абу-Даби избрал весьма неожиданный маршевый ритм — «на три», да и строем они ходили весьма необычно — делая два шага, а на третьем замирая и согнув одну ногу в колене, всё это под аккомпанемент национальных инструментов. Корейцы умудрились вплести в канву выступления свой знаменитый Gangnam style, что, впрочем, было ожидаемо. А Китай и Японию представляли вообще не военные оркестры: Япония отправила на фестиваль в качестве участника фольклорный коллектив «Санса Одори» — танцоров с барабанами тайко, а от Китая выступали аж сами шаолиньские монахи во главе с настоятелем. И стоит отметить, что практически каждый коллектив также постарался исполнить и какую-нибудь русскую мелодию — как музыкальный «комплимент» хозяевам фестиваля, причем выбор песен порой был очень неожиданным — то «Полюшко-поле» и «Перевоз Дуня держала», а то и «До свиданья, мой ласковый Мишка» и «Выйду ночью в поле с конем», которую, кажется, сочли народной (все-таки гениальную вещь написал Матвиенко!)
А лично для меня безусловными фаворитами в этот раз стали австрийцы и швейцарцы. Что касается первых (Военного оркестра Тироля), то в рамках «Спасской башни» сложно будет найти равных им по высочайшему уровню профессионализма. Только лишь немецкий Музыкальный корпус Бундесвера, прежде принимавший участие в фесте, мог бы, пожалуй, посоревноваться. И музыкантам из Тироля даже не требовалось демонстрировать какое-то особое трюкачество, чтобы поразить зрителей, — достаточно было лишь безупречного по своему качеству звука и способности исполнять сложнейшие произведения академической музыки. Недаром многие солисты этого коллектива играют и в известных симфонических оркестрах мира.
А вот Центральный оркестр Швейцарской армии устроил по-настоящему хорошее шоу! И неудивительно — кто-кто, а швейцарцы не понаслышке знают об особенностях проведения подобных мероприятий и о том, чего ждет публика, поскольку их страна каждый год принимает старинный и знаменитый фестиваль военных оркестров «Tattoo on stage». Так что они решили выдать по полной и соединили в своем выступлении самые разные жанры, начав увертюрой к опере «Вильгельм Телль», а затем через мелодии группы «ABBA» пришли как раз к тому самому «Коню» Матвиенко. И конечно, не обошлось без эффектного завершения, когда оркестранты доказали, что был бы талант, а в качестве музыкальных инструментов можно использовать что угодно, — и сыграли на пустых контейнерах и электропилах, чем вызвали бурю восторга!
Финал мероприятия был классическим, но от этого не менее захватывающим: сначала свое дефиле и фиесту барабанщиков исполнили любимцы московской публики — самые юные участники феста, суворовцы Московского военно-музыкального училища во главе с молодым, но уже невероятно опытным дирижером, автором незабываемых училищных дефиле Михаилом Мельником. На этот раз они умудрились органично соединить классические мотивы сюиты Римского-Корсакова «Шахерезада» и отрывков из оперы «Князь Игорь» Бородина с зажигательными мелодиями современной поп-музыки.
Затем мальчишек сменил огромный сводный хор с песней «Ах, ты степь широкая» и не менее огромный сводный оркестр, занявший всю площадь. Его появление всегда свидетельствует о том, что пришло время самой торжественной части мероприятия — когда за пульт встает главный, на мой взгляд, человек фестиваля дирижер Валерий Халилов, вздымает свои волшебные руки и мастерски ведет за собой, направляет целый океан звука. Сначала играют попурри, где удивительным образом «Танец с саблями» сменяется композициями «Deep Purple», а они, в свою очередь, — маршем из «Трех апельсинов» Прокофьева. И если попурри каждый год новое, то два последних произведения уже стали доброй традицией: это увертюра Чайковского «1812 год» (правда, в этот раз решили ограничиться лишь ее финалом) и легендарный марш, которому в прошлом году исполнилось сто лет, — «Прощание славянки», под него участники покидают площадь, а в небе в это время вспыхивают разноцветные залпы салюта!













































Публикации об искусстве и музыке

Парк древнерусского периода: премьера «Садко» Чернякова в Большом театре
Публикация для платформы Syg.ma, 2020 год