Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

31 октября на сцене театра «Новая опера» состоялся своеобразный «отчетный концерт» Лаборатории «КоOPERАция — Lab». Год работы, почти пять часов сценического действа, марафон из восьми инновационных спектаклей — камерных сайнс-опер и восемь же команд из 150 участников, объединивших в этот раз не только композиторов, драматургов, режиссеров, музыкантов, сценографов и актеров, то бишь людей искусства, но и самых настоящих ученых (о чем можно догадаться из названия фестиваля). Герои получившихся произведений реальны, как никогда прежде, — зигота и бластомеры, пластик в мировом океане, мозговые волны, гриб плазмодий… А в смысловой основе каждой из представленных современных опер непременно лежит какой-либо научный процесс, факт, идея или технологии, базирующиеся в том числе на новейших научных достижениях.

Так, в спектакле «Vox», открывавшем вечер, исследовался феномен человеческого голоса в его физическом аспекте: с использованием датчиков фиксировались данные активности головного мозга троих испытуемых, а при помощи нейронной сети оценивалось их эмоциональное состояние, то есть ответ мозга на то, что они слышат — звучание голоса и музыки.

В основе оперы «Погружение» — изучение сейсмической  активности Земли и, как следствие, эксперимент по реконструкции землетрясения на обеденном столе. А для творения режиссера Полины Бородиной и композитора Рамазана Юнусова — «Выходи из клетки» — краеугольным камнем стало отмеченное Нобелевской премией открытие возможности репрограммирования зрелых специализированных клеток организма в состояние стволовых.

Минималистичная и трагическая «Sophophora (Умерла дважды)», посвященная жизни человека с болезнью Альцгеймера, хоть и названа была экзистенциальной оперой, но, по сути, являлась таковой условно, поскольку музыкальная партитура сводилась лишь к нескольким звукам. И напротив — «микроопера» для организма и музыкально-световых объектов «Сигнальный каскад» (о внутри- и межклеточной передаче сигнала и процессах фолдинга белков) скорее напоминала концерт актуальной музыки, нежели спектакль.

Самые, пожалуй, эффектные и запоминающиеся произведения были оставлены на третий акт, две антиутопии: «Юра» композитора Кирилла Архипова — опера-трикстер про общество будущего, где нет смерти, а эмоциональная жизнь под запретом и заменена экстремальной толерантностью и новой этикой, и «Chaosmos» Елизаветы Саничевой (наиболее любопытная композиторская работа) — история постапокалиптического мира, где погибло всё человечество и остался лишь пластиковый мусор в океане, из которого зарождается новая форма жизни.

Венчал же театральный марафон спектакль «Log», в центре которого оказалась уже существующая биологическая форма — слизевики, удивительные грибы, умеющие, к примеру, строить высокоэффективную транспортную сеть и находить выход из лабиринта, а темой исследования стал феномен экспоненциального роста живых объектов при условии неограниченных ресурсов.

При всем многообразии данных тем, стилистики и подходов, при всей разнокалиберности представленных произведений рассматривать их по отдельности как раз таки невозможно — всё происходящее воспринимается как один огромный научно-художественный эксперимент, театральная лаборатория as it is.

Дело ли тут в высококачественной работе всей команды, словно единого организма, с огромной самоотдачей, или в невероятно мощной и талантливой музыкальной поддержке проекта (ансамбль «Галерея актуальной музыки» под управлением дирижера Олега Пайбердина и Театр голоса «Ла Гол» под руководством Наталии Пшеничниковой), или же в творческом гении и бдительном кураторском надзоре худрука «КoOPERАции» Екатерины Василёвой — а скорее, в том, и другом, и третьем — но результат производит неизгладимое впечатление!

И немаловажный отрадный момент — переезд Лаборатории в этом сезоне на другую площадку, в «Новую оперу», которая в соответствии со своей прямой и изначальной миссией таким образом содействует формированию свежего взгляда на происходящее в музыкальном театре и к тому же дает путь на сцену совершенно новому жанру. 

Публикации об искусстве и музыке

Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Петербургский музей Erarta

2020 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

VIII Московская биеннале современного искусства

2020 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Норма» Сорокина во Дворце на Яузе

2020 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Парк древнерусского периода: премьера «Садко» Чернякова в Большом театре

Публикация для платформы Syg.ma, 2020 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Концерт Иэна Бостриджа в Зарядье

25 декабря 2019
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Zauberland» Кэти Митчелл в Москве

2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Теодор Курентзис исполнил вердиевский Реквием с берлинскими филармониками

2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Влюбленный дьявол» Александра Вустина в МАМТе

2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Чайковский на все времена» в Московской консерватории

2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Ансамбль «Questa Musica» исполнил Реквием Моцарта

2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Французские эпизоды в Новой опере

2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере

2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Музыкальные крылья России: концерт к 100-летию Осиповского оркестра

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Герой инстаграмного времени: «Похождения повесы» Стравинского в МАМТе

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
Фестиваль «КоOPERАция» — sci-art. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Концерт английской музыки в исполнении оркестра Leggiero

2019 год
На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности