
Ничего нет лучше и прекрасней молодежного оркестра. Пожалуй, самая потрясающая, ни с чем не сравнимая форма музицирования. Я могу смотреть концерт ГАСО, восхищаясь опытом и мастерством, с упоением слушать диски «Im Takt der Zeit» с образцовыми записями Берлинского филармонического, но даже это не заменит выступления юношеского оркестра, сияющих глаз молодых музыкантов и совершенного особого характера звучания. За них переживаешь острее, а радуешься восторженнее. Впрочем, оркестр оркестру рознь. Во всем мире, включая Россию, масса студенческих и молодежных любительских коллективов, но лишь единицы готовы работать в том же ритме и на том же уровне, что взрослые профессиональные оркестры. В пресс-релизах и буклетах их называют уникальными, и эта оценка вполне справедлива — каждый редкостен и неповторим.
Хорошо известен подобный коллектив из Новосибирска, основанный фондом «Юные дарования Сибири», Молодежный оркестр СНГ, собравший талантливых студентов-музыкантов из разных государств Содружества, и один из старейших в стране (старейший юношеский — вот такой парадокс), которому я давно отдала свое сердце и душу, — ЮСОР имени Леонида Николаева.
А четыре года назад их полку прибыло: в 2012-м Юрий Башмет устроил беспрецедентное и масштабное прослушивание среди учащихся музыкальных школ и вузов разных городов, по результатам которого был сформирован Всероссийский юношеский симфонический оркестр. С тех пор подобный конкурс у них случается каждый сезон — для пополнения и обновления состава, после чего коллектив отправляется в гастрольное турне по России или Европе. Нынешний год не стал исключением — с мая по октябрь прошел новый всероссийский отбор, затем ребята в течение недели интенсивных репетиций в пансионате на Николиной Горе готовили концертную программу, а с начала ноября стартовала череда выступлений: в телепроекте «Большая опера», на церемонии вручения грантов Мэра Москвы в театре «Геликон», в концертном зале Мариинского театра, и, наконец, 6 ноября на закрытии фестиваля «Ars Longa» в Большом зале Консерватории, который по этому случаю принарядился и предстал в необычном празднично-пестром освещении.
Открывала концерт «Большая серенада» — премьерное сочинение, специально написанное для оркестра Башмета его другом, известным композитором Александром Чайковским, представителем прославленной музыкальной династии. Конечно же, Юрий Абрамович традиционно выступил и в качестве солиста, исполнив Анданте из сонаты для альта и фортепиано Брамса в переложении Берио для альта и симфонического оркестра, а дирижировал произведением итальянский маэстро Клаудио Ванделли, с которым ВЮСО сотрудничает уже не первый сезон.
Необыкновенный ажиотаж у публики вызвало исполнение симфонической сказки «Петя и волк» — потому, возможно, что веселый текст, написанный самим Прокофьевым, в этот раз читал Константин Хабенский — очень талантливо, на разные голоса, при этом выдавая неожиданные пассажи во время представления героев сказки среди инструментальных групп и свободно, естественно общаясь с залом. В котором, судя по реакции, поклонников актера было чуть ли не больше, чем любителей симфонической музыки. Хотя он, бесспорно, заслужил эти овации.
А меня вот, признаюсь, больше интриговало и волновало второе отделение концерта с заявленной в нем Пятой симфонией Чайковского. Когда подобное произведение исполняется в годовщину смерти композитора (хоть совпадению, полагаю, случайное, но все же!), это само по себе уже создает определенное настроение. С Пятой вообще всё непросто. Всегда имевшая успех у публики, высоко оцененная коллегами-современниками Чайковского, она, тем не менее, у Петра Ильича была не самой любимой, далась ему тяжело и очень огорчала. Сыграть ее сложно — технически, и еще труднее понять, о чем играешь, даже при двадцатом исполнении, уж не говоря о первом. Что можно знать о чувстве уходящей жизни и страхе смерти в 10, да хоть бы и в 20 лет… Удивительно было наблюдать, как молодые музыканты открывают для себя эту симфонию, переживают все метаморфозы судьбоносной темы — зловещей, печальной, мужественной и в конце концов торжественно-победной. Самое драгоценное впечатление за весь вечер!
Но на этом история не заканчивается, поскольку в эти дни оркестранты продолжают постигать строгую мысль и духовную глубину симфонии — во время европейских выступлений: позавчера в амстердамском Консертгебау, сегодня в миланской Консерватории, а завершится путешествие 12-го ноября в музыкальной столице мира, чудесной Вене, в знаменитом Золотом зале Филармонии.
Публикации об искусстве и музыке

Музыка без границ. Концерт Молодежного симфонического оркестра СНГ в Минске
