Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Подготовка любого гала-концерта таит в себе известную опасность, что в результате мероприятие станет очередной «сборной солянкой» из музыкальных произведений, не объединенных никакой идеей. Увы, среди обилия московских концертов (вне зависимости от наличия приставки «гала») это явление нередкое. Но тем ценнее каждый музыкальный вечер, режиссура которого продумана до мелочей.

Таким стал театрализованный концерт в зале Чайковского, посвященный 95-летнему юбилею Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, буквальным образом поразивший логичной, стройной структурой и завершенностью концепции. В его основу была положена естественная и понятная идея музыкальной ретроспективы истории коллектива в контексте событий, происходивших в стране. Данной задумке соответствовал и формат нон-стоп (что стало настоящим вызовом для работников сцены, которые, кажется, установили личный рекорд по скорости смены микрофонов после каждой композиции). Хотя действие, как было отмечено, шло без антракта, тем не менее, условно вполне можно было вычленить определенные смысловые части — сперва тема зарождения коллектива, затем концертная работа в тяжелые годы войны, и наконец, поствоенный период творчества, в который оркестру и было присвоено имя выдающегося балалаечника-виртуоза и дирижера Николая Осипова.

Помимо общей продуманности подкупало также внимание к деталям — использование интершумов, воспроизведение старых записей оркестра, которые подхватывали музыканты на сцене, текст рассказчика (в этой роли выступил уже неоднократно сотрудничавший с коллективом Заслуженный артист Павел Любимцев) на фоне характерных музыкальных произведений — так, например, были исполнены композиция на тему песен времен Гражданской войны и фрагмент «Русской фантазии» Глазунова, сперва звучащие едва слышно во время окончания монолога ведущего, затем на крещендо переходя в кульминацию. Созданию живой атмосферы способствовало даже оформление сцены в виде парка — театральные тумбы, выполняющие также роль проекторов, скамеечка для солистов на авансцене и большой задник-проектор с панорамой Сокольников, что не случайно, поскольку именно там, на Сокольническом кругу, состоялось одно из первых крупных выступлений оркестра в 1919-м году. Впрочем, задник использовался в принципе в течение всего концерта для проецирования тематических панорам: видов Москвы начала века, Сталинграда — сначала довоенного, затем разрушенного, но непокоренного, кадры взятого Рейхстага, панорама Фестиваля молодежи и студентов, коллаж гастрольных снимков коллектива и прочие фото- и кинохроники. Все эти образы сопровождали соответствующие  музыкальные произведения, начиная от народных и военных песен до рок-н-ролла и переложений академических произведений. 

Ложку дегтя внесли лишь вокалисты — Надежда Крыгина, представившая бессмертную песню «Валенки» как абсолютную штамповку, а также тенор Александр Захаров, регулярно демонстрирующий как вальяжную манеру поведения на сцене, так и столь же «вальяжную» манеру пения, в его исполнении самые разные произведения звучат одинаково, будучи лишенными всяких нюансов и оттенков. На такое фоне выступление солиста Большого театра баса Владимира Маторина смотрелось более выигрышно, две русские народные песни — «Дубинушка» и «Ах, Настасья» — явно соответствовали его амплуа и поэтому звучали очень органично.

Впрочем, недостатки вокальной стороны действия были с лихвой компенсированы инструментальными номерами — тут в первую очередь стоит сказать, что возможность выступить на юбилейном концерте была предоставлена всем ансамблям, существующим в рамках оркестра, а это и секстет балалаек, и уникальный по своей сути ансамбль старинных духовых инструментов, и ансамбль молодых солистов, сыгравший отрывок из «Болгарской сюиты» Семенова. В ходе концерта под аккомпанемент оркестра прозвучали и сольные виртуозные выступления — баяниста Данила Стаднюка и Народного артиста, домриста Сергея Лукина. Но наиболее трогательным и правильным решением было включить в программу демонстрацию видеозаписи выступления солиста оркестра, знаменитого балалаечника Анатолия Тихонова, который, к горькому сожалению, недавно ушел из жизни, но благодаря такому необычному решению режиссера будто бы тоже поучаствовал в поздравлении родного оркестра.

Необычайно проникновенно и при этом очень по-разному в зависимости от жанра исполняемых произведений звучал сам оркестр, в чем я вижу также прямую заслугу художественного руководителя Владимира Андропова: это было то деликатно, почти прозрачно, хоть и многослойно, с широким динамическим диапазоном, как в фантазии Дителя на тему песни «Коробейники», а порой объемно и мощно, демонстрируя практически симфоническое звучание, особенно в компиляции «Шествия рыцарей» и «Гибели Тибальда» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, где возможности народного оркестра были усилены группой медных духовых из Большого театра. Эта же мощь и нарастающая динамика в полной мере проявились в кульминации концерта при исполнении совместно с Капеллой России произведения «Матушка Русь» из «Весенней кантаты» Свиридова, а торжественный финал — представление всех групп оркестра под марш Радецкого и овацию полного зала — стало очевидным доказательством, что праздничный вечер удался!

Публикации об искусстве и музыке

Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Фестиваль «Спасская башня» — 2014

Публикация для журнала Snob 2014 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

DIDO. Дилогия

Публикация для журнала Snob 2014 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Swingle Singers — вокальный «оркестр», покоривший мир

Публикация для журнала Snob 2014 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Летучая мышь в Московской оперетте

Публикация для журнала Snob 2014 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Фестиваль памяти дирижера Фуата Мансурова

2014 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Хоровое студенчество двух столиц

Публикация для журнала Snob 2014 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Завершение яркого хорового форума «Звучит Москва»

Публикация для журнала Snob 2014 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Фестиваль «Спасская башня» — 2013

Публикация для журнала Snob 2013 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Живописная музыка: концерт к 175-летию Мусоргского

Публикация для журнала Snob 2014 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Интервью с органистом Константином Волостновым

Публикация для журнала Snob 2013 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Интервью с маэстро Василием Валитовым

Публикация для журнала Snob 2013 г.
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Опера «Красное»: Сны погибших об Испании

2025 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Антивоенный реквием

2025 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Возвращение Атома

2024 год
Концерт к 95-летию Оркестра имени Осипова. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Трубадур» Верди в Новой опере

2024 год
На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности