
В июне нынешнего года на сцене Большого зала Консерватории состоялось триумфальное выступление Молодежного симфонического оркестра СНГ и, можно сказать, возрождение данного необычного коллектива, который в крайний раз собирался в сезоне 2010/2011 — тогда юные музыканты из разных стран под руководством Владимира Спивакова дали серию концертов в столицах союзных республик, а также в Генеральной Ассамблее ООН, растрогав самого генсека Пан Ги Муна, который потом много лет вспоминал это событие как одно из самых сильных впечатлений за время работы в Организации.
А дебютировал коллектив еще в 2007-м в Астане, когда за пультом стоял прославленный дирижер, народный артист России, Казахстана и Татарстана Фуат Мансуров. И вот спустя много лет почетную «эстафету» принял его талантливый ученик — Василий Валитов, который возглавил Молодежный оркестр СНГ, обогатив его силами своего родного Юношеского симфонического. Что оказалось весьма кстати в текущий ответственный и знаковый сезон, отмеченный сразу тремя важными датами — это и четверть века со времени образования СНГ, и грядущий в ноябре 2017-го юбилей Молодежного оркестра, а также десятилетие Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, под эгидой которого, собственно, и был создан музыкальный коллектив.
Через три месяца после успешного и масштабного старта в БЗК Молодежный оркестр наконец-то начал свое торжественное гастрольное «шествие» по городам Содружества, и первым на очереди стал гостеприимный Минск, куда музыканты привезли программу, рассчитанную на широкую публику, — любимые и популярные песни из кинофильмов (дань Году российского кино), солировали в которых артисты музыкальных театров разных стран — баритоны Илья Сильчуков и Геворг Акопян, представлявшие, соответственно, Беларусь и Армению, сопрано Екатерина Миронычева из московской «Новой оперы», а также полюбившиеся публике еще по июньскому концерту Эвез Абдулла и Михаил Губский. Которые в равной степени приглянулись и белорусским зрителям, судя по шквалу аплодисментов, сопровождавших каждую их песню: что проникновенную «Серенаду Трубадура» от Эвеза, что пылкую «Как жили мы борясь» и вдохновенную «Верни мне музыку» в исполнении Михаила — пожалуй, лучшие вокальные номера концерта.
Мероприятие было отмечено участием в нем еще одного знакомого по июньской программе музыканта — харизматичного маэстро, художественного руководителя Молодежного оркестра Армении и Детского оркестра ЮНИСЕФ Сергея Смбатяна, который неизменно покоряет и зрителей, и оркестрантов своей неповторимой манерой дирижирования и темпераментом. Выступал он в тандеме с соотечественником — баритоном Геворгом Акопяном, исполнив совершенно разнохарактерные произведения: стремительную «Погоню» из фильма «Неуловимые мстители», а также «Как молоды мы были» — песню, которую все обычно воспринимают как сольный номер и «визитную карточку» Александра Градского, а меж тем изначально она была написана для малоизвестной кинокартины «Моя любовь на третьем курсе».
Как вы можете понять, концептуальную основу концерта составляла кинематографическая тематика, но вместе с тем организаторы постарались также сделать акцент на интернациональности мероприятия — и выражалась она не только в составе оркестра, где играли музыканты из всех стран СНГ, но в самих песнях, многие из которых были так или иначе связаны с союзными республиками. Как, например, неофициальный музыкальный символ Беларуси — «Беловежская пуща», песни Бабаджаняна и Полада Бюльбюль-оглы, или же произведение главного «французского армянина» Шарля Азнавура — «Вечная любовь».
Впрочем, не только вокальная, но и симфоническая киномузыка была воспринята слушателями с энтузиазмом, что неудивительно — выбор произведений оказался весьма выигрышным: и открывавшая выступление порывистая, романтическая увертюра из фильма «Дети капитана Гранта», и извечный «Вальс» Доги, а в особенности своеобразная кульминация концерта — финальная тема из «Свой среди чужих, чужой среди своих» с восхитительным, пробирающим до мурашек соло трубы.
В этой связи стоит также отметить заслуги маэстро Василия Валитова, на которого был возложен колоссальный объем работы — необходимо было приложить немало усилий, чтобы добиться сыгранности огромного коллектива, выверить штрихи, выстроить баланс с солистами, дабы им не пришлось на пределе сил пробиваться сквозь плотную фактуру оркестра в довольно «глухом» большом зале Белорусской академии музыки. Но все эти труды были вознаграждены сторицей. И дело не только в бурной восторженной реакции зрителей, хоть она, конечно, важна и показательна, но в смысле всего этого международного проекта. Что очень метко подчеркнул в своей вступительной речи перед концертом Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, назвавший оркестр олицетворением дружбы братских народов.
Ведь как ни парадоксально, именно между соседями, теми самыми братскими народами, чаще всего возникают непримиримые противоречия, тянущиеся десятки лет, а порой и столетия. То в Приднестровье конфликт, то в Нагорном Карабахе вновь стрельба… Но вот здесь и сейчас сидят перед нами рядом на сцене армяне и азербайджанцы, украинцы и русские, таджики и киргизы — их не волнуют разговоры политиков, они говорят на языке музыки, а затем садятся за один стол — общаются, смеются, дружат, слезно прощаются перед отъездом и, еще не успев разлететься по домам, уже планируют, как соберутся вновь и отправятся вместе покорять все новые города на просторах Содружества. И звучит лейтмотивом символическая строка из произведения отгремевшего концерта: «Пути и годы ждут нас впереди, но никогда не смолкнет песня эта…»
Публикации об искусстве и музыке
