
Есть такие редкие, удивительные люди, которые обладают необычайной способностью — объединять и вдохновлять других. И даже когда они уходят в лучший мир, их образ, дух и талант сподвигают нас на новые творческие свершения.
Таким был легендарный дирижер Фуат Мансуров! Человек-оркестр… Мультиинструменталист, полиглот, художник, академик, математик, шахматный гений, профессиональный спортсмен и при всем этом уникальный музыкант, преданный своему призванию до самого последнего дня. Фуат Шакирович ушел из жизни пять лет назад, но имя его звучит по сей день все так же часто — осенью 2013-го года в московской Филармонии состоялся трогательный музыкальный вечер памяти маэстро, прошлым летом на Троекуровском кладбище был установлен и торжественно открыт памятник в его честь, и вот уже три года в Москве проходит фестиваль молодых музыкантов «Таланты содружества», который также носит имя Фуата Мансурова.
Но всё это не спонтанно организованные мероприятия, а результат потрясающего энтузиазма и профессиональной работы коллег и друзей маэстро: в первую очередь Полномочного Представительства Республики Татарстан и Юношеского симфонического оркестра имени Л. В. Николаева под руководством Василия Валитова — благодарного ученика Фуата Мансурова, который, собственно, и является автором и художественным руководителем упомянутого фестиваля.
В нынешнем сезоне уже традиционно в конце мая в Москву приехали молодые музыканты из разных стран СНГ и регионов России, чтобы выступить с Юношеским симфоническим оркестром на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки. Прежде фестиваль проводился в атриуме Государственного музея Пушкина — светлом, приятном, но небольшом, а теперь, переместившись на крупнейшую академическую площадку столицы, стал, кажется, еще более торжественным и масштабным. Как и в предыдущие годы, мероприятие посетили известные общественные и государственные деятели, в том числе заместитель Премьер-министра Республики Татарстан и Полномочный Представитель Республики Татарстан в России — Равиль Ахметшин. А почетной музыкальной гостьей стала знаменитая японская пианистка Томона Миядзаки, которая исполнила коронное произведение своего репертуара — фортепианные вариации Гинга Кобаяси на тему «Сакура».
Музыкальная программа вечера отличалась разнообразием, но что показательно — прозвучали не популярные миниатюры, а крупные и весьма сложные сочинения, которые подвластны не всяким взрослым музыкантам, а на фестивале их исполнение было доверено совсем молодым артистам — учащимся средних и высших музыкальных учебных заведений, который справились с блеском!
Основу программы составили выступления пианистов — были исполнены части фортепианных концертов Бетховена, Шопена, Гайдна и Моцарта, которые сыграли чудесные солисты — Айдаана Аматова (Киргизия), Екатерина Чеботарева (Татарстан), Клим Пак (Казахстан), а также Хан Иль Ён — очаровательная малышка с виртуозной техникой, родом из Северной Кореи. Также никого не оставили равнодушным лиричные выступления Валерии Алесюк (Беларусь) и Фатмы Джаппаровой (Республика Крым) — первая проникновенно исполнила адажио из концерта Алессандро Марчелло для гобоя с оркестром, а Фатма представила публике протяжную народную песню, при этом аккомпанировал ей на рояле инспектор Юношеского оркестра — талантливый пианист и дирижер Азамат Аппаков.
Отличились и струнники — учащаяся Колледжа им. Гнесиных, москвичка Анастасия Аверьянова с программной виолончельной пьесой «Пеццо-каприччиозо» Чайковского, молдавский альтист Юрий Атвиновский с виртуозным концертом Белы Бартока, а также скрипачи, студенты московской Консерватории — Пётр Чонкушев (Калмыкия), сыгравший скрипичную поэму авторства своего деда, выдающегося советского композитора, и Валерия Сидоренко (Башкортостан), чей прекрасный и яркий образ полностью соответствовал исполняемому произведению — колоритной «Цыганской рапсодии» Равеля. Армению на фестивале представляла еще одна скрипачка, Елена Таросян, уже прежде выступавшая с Юношеским оркестром, которая на сей раз исполнила в свойственной ей вдохновенной манере третью часть концерта Хачатуряна.
К слову, на фестивале помимо исполнительской есть еще две номинации участников — дирижерская и композиторская. В первой наряду с Василием Валитовым успешно выступила Анна Гулишамбарова — также ученица Фуата Мансурова. А что касается композиторской номинации, то специально для этого концерта Юношеский оркестр выучил произведения трех молодых сочинителей: кантату «Звездочеты» пермского композитора Дмитрия Батина, в исполнении которой оркестру помог Сводный хор ДМШ имени Алексеева под руководством Анастасии Межиной. И поистине кульминация программы — две фантастических по красоте симфонических поэмы: «Воля и любовь» Мамеда Гусейнова и «Золотой храм» Зульфии Рауповой. Оба произведения вполне могли бы стать впечатляющими саундтреками к эпическим кинокартинам — мелодичные, поражающие мощным звучанием усиленной группы медных духовых, с невообразимыми соло литавр и арфы, они полностью завладели вниманием слушателей. Хотя тут еще, несомненно, свой значимый вклад внесла и талантливая интерпретация Василия Валитова, который с неизменным мастерством и вдохновением продирижировал всем грандиозным четырехчасовым концертом.
И несмотря на столь объемную и трудную программу, в финале, во время награждения лауреатов, зрители и участники чувствовали невероятный подъем, завершая вечер на мажорной, ликующей ноте и одновременно на совершенно новом уровне, что, можно надеяться, в предстоящем сезоне привлечет все новых слушателей, почитателей и музыкантов Содружества, которых объединила любовь к творчеству и восхищение талантом великого Фуата Мансурова.
Публикации об искусстве и музыке
