
В Татарском театре оперы и балета спектакль «Борис Годунов» является если не визитной карточкой, то, по крайней мере, произведением, без которого репертуар просто немыслим. Во-первых, он уже стал неотъемлемой частью Шаляпинского фестиваля — по славной традиции «Бориса» всегда дают именно 13 февраля, в день рождения великого баса. Но и вне рамок фестивальной программы каждое его появление в афише — всегда событие. Будто попадаешь одновременно в Большой театр и музей: ведь казанский спектакль — «калька» с легендарной габтовской постановки 1948 года в художественном оформлении Федора Федоровского. И если в былые времена баратовского «Бориса» обвиняли в архаичности и консерватизме, то теперь, в период вездесущей режоперы, этот спектакль (воссозданный в Казани в 2005 году) смотрится практически как историческая хроника во всем ее пышном величии и с масштабными массовыми сценами.
В Казани, как и в БТ, опера идет в редакции Римского-Корсакова, с красивейшим польским актом. Правда, без сцены под Кромами, заканчиваясь смертью Бориса (что, впрочем, как раз соответствует сложившейся театральной практике). Еще одна особенность партитуры — она настолько непроста и объемна (в ТГАТОиБ лишь смена декораций между сценами длится минут по семь!), что состав исполнителей должен быть максимально сильным. Однако на спектакле 29 ноября силы эти распределились неравномерно.
Прекрасную выделку и впетость партий продемонстрировали местные солисты — и обладательница сверкающего сопрано Гульнора Гатина (царевна Ксения), и очаровательная травести Зоя Церерина, выступившая в роли царевича Федора, и Юрий Ившин в роли Щелкалова, и Юрий Петров аж в трех партиях — Юродивого, Мисаила и Ближнего боярина. Блеснул и приглашенный из Геликона бас Дмитрий Овчинников — прирожденный комический герой, бесподобный в буффонаде, он и в роли Варлаама оказался весьма органичен. А вот что до успешности выбора star guests для исполнения главных партий, здесь все не столь очевидно. Как показывает практика, приглашение тех певцов, кто «на слуху», еще не гарантирует качества и может привести к довольно печальным последствиям, как случилось в этот раз, когда Марину и Самозванца пели, соответственно, Ирина Долженко и Андрей Романенко.
Центральная же фигура, определяющая во много рисунок всей оперы, это отдельная история. Михаил Казаков «царствует» в роли Бориса Годунова давно, правда, мнения на его счет разные вплоть до противоположных. Традиционно Казаковым восторгаются любители вокала по типу «чем громче, тем лучше» и дешевых эффектов вроде опасного падения на спину в сцене смерти Годунова. Но и многих он раздражает чрезвычайным однообразием манеры — его царь Борис, король Филипп, Гремин печально одинаковы. Вот и в этот раз мне показалось, что казаковский агрессивный звук с минимумом оттенков, упор на внешние эффекты и банальное переигрывание в драматическом плане в сумме оказались за гранью хорошего вкуса.
И это при том, что выбор солиста на главную роль вовсе не ограничен: есть и другой знаменитый бас, также родом из Казани и поющий в БТ, имеющий ангажементы по всему миру и даже выступавший в обсуждаемой постановке в роли Пимена, — восхитительный Алексей Тихомиров. Который очень интеллектуально и исключительно поет Бориса (лучше сказать — глубоко проживает!) и даже был номинирован на «Золотую маску» за исполнение данной партии. Конечно, услышать такого Годунова в Казани — это мечта. Тем более что Алексей — ученик народного артиста Татарстана Юрия Борисенко, к 75-летию которого и было приурочено недавнее исполнение оперы. Хотя тут все прошло не совсем гладко, поскольку Юрий Владимирович выступал в роли Пимена, что, очевидно, в его возрасте и после перенесенной болезни далось ему нелегко — текст в обеих его сценах пострадал серьезно. Возможно, все же следовало бы как-то по-другому обставить это посвящение.
В итоге прикрывать все вокальные шероховатости выпало на долю оркестра. И большая удача, что за пультом в этот раз стоял маэстро Василий Валитов, в опытных руках которого коллектив звучал собранно и благородно. Во многом благодаря оркестру, а также впечатляющим хоровым фрагментам внимание зрителей было приковано к происходящему на сцене на протяжении всей четырехчасовой оперы. Теперь лишь стоит надеяться, что через пару месяцев на 34-м Шаляпинском фестивале все-таки подберется актерский состав, соответствующий спектаклю по внушительности и красоте.
Публикации об искусстве и музыке
