
Кажется, будто вчера… Будто всего ничего… Хотя вот уже год, как нет с нами Елены Васильевны. Но в определенные моменты, на некоторых мероприятиях создается ощущение, словно она незримо присутствует в зале — ее творческий дух. И эти очень особенные мероприятия организует Фонд Елены Образцовой — всегда с необыкновенной чуткостью, что проявляется даже в названиях музыкальных программ: никакой подчеркнутой траурности, не «концерт памяти», а «концерт-посвящение» или «концерт в честь».
Вот и в день российского студенчества в Большом зале Консерватории в честь Елены Образцовой и для Неё пели как признанные мастера, ее партнеры по сцене, так и юные вокалисты, ее ученики, те, кого она поддерживала и вдохновляла. В итоге получился и правда «оперный класс», означенный в заглавии, — эдакий большой открытый урок и одновременно своеобразный путеводитель по опере, от Генделя и Глюка до Пенеллы и Римского-Корсакова. И как на всяком классном концерте, там было место и экспромтам, и моментам, от которых дух захватывало — как, например, восхитительное пение Хиблы Герзмавы, а еще, как водится, непредвиденным ситуациям и всяким неожиданностям. Так, с удивлением и в то же время с большой радостью послушала я выступление Василисы Бержанской, которую помнила по прошлогоднему концерту-посвящению Образцовой «Музыка это любовь», когда Василиса исполняла арию Джульетты «с ядом» из оперы Гуно. В этот раз вновь был Гуно, вновь «Ромео и Джульетта» — только уже ария Стефано (а помимо этого еще моцартовская ария Секста из «Милосердия Тита»), то есть произведения для меццо-сопрано. И надо сказать, несмотря на все сложности, сопутствующие смене амплуа и репертуара, Василиса звучала замечательно и была в этих образах совершенно убедительна и органична, так что можно лишь пожелать дальнейших творческих свершений на данном пути.
Но этим сюрпризы не ограничились, и главным, пожалуй, стало участие в концерте специально прилетевшей из США Любови Петровой — лауреата I Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Эта звездная гостья, без сомнений, покорила весь зал и своим голосом неповторимой красоты, и безупречным мастерством, с которым она исполнила два сложнейших и таких разнохарактерных произведения — сцену и романс Джульетты из «Капулетти и Монтекки» Беллини и арию Клеопатры из генделевского «Юлия Цезаря».
В таких программах, как водится, особая роль принадлежит оркестру и дирижеру, на котором вся ответственность за поддержание данной «концертной конструкции». А это задача именно для такого безукоризненного и профессионального маэстро, как Василий Валитов. И в этой связи стоит отдельно отметить оркестровый номер программы — интермеццо из оперы «Сельская честь» Масканьи. Сказать, что это было пронзительно, вдохновенно, сверхмузыкально — ничего не сказать… Когда-то Елена Образцова повторяла, что выходящий на сцену артист должен отдать часть своей души, научить любви, заставить людей думать и чувствовать. Так вот, исполнение пресловутого интермеццо безусловно следовало этому завету. И весь зал оказался словно озарен светом великой музыки — светом, который источала и Елена Васильевна…
Публикации об искусстве и музыке
