
Недавно мне посчастливилось стать гостьей на необычном праздничном вечере, посмотреть взглядом беспристрастного, но доброжелательного зрителя на удивительное сообщество, где всё происходит будто бы на своей уникальной волне, в собственной системе координат, — то московский Дом актера отмечал 80-летие.
Даже дата его рождения, в которой причудливо переплелись страсть и страх, до невозможности театральна — 14 февраля 1937-го года. Тогда он занимал здание на улице Горького, однако спустя полвека, в 1990-м, там случился пожар, оставивший актеров «бездомными» почти на два года, пока им не передали в безвозмездное пользование знаменитый Филатовский «дом с рыцарем» — визитную карточку Арбата.
В некоторых залах этого массивного, как замок, неоготического строения до сих пор идет ремонт — хотят успеть к октябрю, когда откроется новый сезон, — поэтому юбилей праздновали в Вахтанговском театре, что через улочку. Один из руководителей Дома актера и по совместительству ведущий концерта Игорь Золотовицкий аж на сцену вышел в каске — только-только со стройки. Надо сказать, господа директора весьма гармонично распределили между собой обязанности и в части подготовки торжества: Владимир Иванов написал сценарий, а Игорь Золотовицкий и Александр Жигалкин выступили в роли ведущих программы.
В их юбилейном концерте-капустнике, как в необыкновенном творческом салате смешалось всё — исторические персонажи, пионеры и матросы, сатиры и пародии, за «Яблочком» следовал балет, академическая музыка соседствовала с джазом, вспомнили, конечно же, и ушедших великих артистов.
На сцену выходили все, кто вырос в этом доме, сыграл там свои первые капустники. Предстала перед зрителями сама Александра Александровна Яблочкина, основательница актерского дома, в чертах которой смутно угадывался Эдуард Радзюкевич.
Перевоплотился и Леонид Ярмольник — в своего почти что коллегу Александра Керенского (ведь Александр Федорович в молодости брал уроки актерского мастерства и мечтал стать артистом императорских театров). Причем, отдавая дань распространенной байке о побеге из Зимнего дворца в женском платье, появился в френче, дамской юбке и чулочках — объявил Керенского предтечей всех известных актеров-травести и произнес предостерегающее напутствие, дескать, тревожный октябрь 17-го года уже близко.
А Геннадий Хазанов в свою очередь воплотил образ Герострата — эфесца, спалившего храм Артемиды ради вековой славы, — выступив с наставлениями к последователям о том, какой бы из московских театров сжечь (аллюзия на пожар в бывшем здании Дома актера).
Совершенно блистательное и достаточно смелое поздравление московским артистам приготовили их петербургские собратья — два Андрея, Максимков и Ургант, в котором помимо чествований и пожеланий слышались также едкие, но меткие намеки — и про злободневный Исаакиевский собор, и про кооператив «Озеро».
На праздничном вечере в целом собралось множество гостей из Северной Пальмиры: например, Николай Цискаридзе, входящий в Правление Дома актера, привез воспитанников из младшей группы Вагановской академии — они исполнили танец оживших кукол и солдатиков из балета «Фея кукол» Йозефа Байера. Скрипач Сергей Стадлер также приехал не один, а вместе с ансамблем — они сыграли вторую часть моцартовского Stadler-квинтета для кларнета и струнных (только вместо кларнета солирующая скрипка, хоть это произведение было посвящено как раз известному кларнетисту и другу Моцарта — Антону Штадлеру). Принял участие в концерте и прославленный петербургский арфист Александр Болдачев — именно он некогда записал восхитительный диск переложений и адаптаций для большой классической арфы произведений пятнадцати русских композиторов от 18 века до современности, от Алябьева до Слонимского, в которых этот инструмент заменяет собой целый оркестр. На домактеровском капустнике, однако, Александр взял в руки электронную арфу Delta (хотя не уверена, корректно ли так ее называть — это какой-то совершенно новаторский экспериментальный девайс) и с помощью этого прекрасно-безумного микса гуслей и гитары представил вариации на темы Баха.
Не обошли вниманием также чудесное нестареющее ретро — громом оваций зал приветствовал легендарных артистов, обладающих не только музыкальным, но в первую очередь актерским дарованием: Сергей Никитин спел вместе со зрителями «Весеннее танго» (тем более, что вот-вот наступит самая пора для этой песни), а великолепная Елена Камбурова исполнила свою коронную «Любовь и разлуку» — знаменитейший романс Шварца.
Помимо корифеев сцены пригласили для участия в концерте и талантливую молодежь: так, boy’s band «Заячий стон», пятеро ленкомовцев, представили совершенно уморительную и стильную миниатюру, а необычайное «трио клизмачей» (актеры мастерской театральных ремесел Андрея Щукина) сыграли на своих оригинальных инструментах темы произведений Бетховена, Вивальди, Моцарта и прочие популярные мелодии.
Для финального же номера удалось собрать исключительный состав — Ширвиндт, Певцов, Кортнев, Пельш, Галкин, Верник, Гришаева, Эрнст (пообещавший, что Первый канал покажет телеверсию юбилея) и многие другие знаменитости, чей творческий путь в свое время начинался в Доме актера. Они шутили и пели под аккомпанемент Сергея Шустицкого, а выступавшим рукоплескали их коллеги в зрительном зале — актерское братство в тот вечер ликовало и праздновало по обе стороны рампы, чествуя необыкновенное место — Дом, в котором впервые загорались будущие звезды, начинались громкие и смелые проекты и рождались целые театры.
Публикации об искусстве и музыке

Музыка без границ. Концерт Молодежного симфонического оркестра СНГ в Минске
