
С вердиевским Реквиемом Теодор Курентзис впервые выступил еще двенадцать лет назад в Московской консерватории — было радикально и ритуально, остались фрагменты записи и обрывки воспоминаний. И вот в прошлом сезоне дирижер вновь обратился ко второй по популярности в мире (после моцартовской, естественно) похоронной мессе — с Реквиемом Верди он вместе с оркестром и хором «musicAeterna» проехал по городам России, Европы и даже недавно завернул в Нью-Йорк. То же произведение Курентзис принес и в Берлинскую филармонию, с легендарным оркестром которой дебютировал 29–30 ноября. Выбор для дебюта, с одной стороны, необычный, а с другой, это сродни предъявления филармоникам своей визитной карточки. Как и дополнительная возможность лучшим образом представить здесь свой хор «musicAeterna» — не с пустыми руками дирижер прибыл в немецкую столицу.
А ведь помимо хора привез еще и дивный квартет солистов, которые уже не раз участвовали в его проектах и Реквием Верди тоже исполняли: сопрано Зарина Абаева, тенор Сергей Романовский, бас Евгений Ставинский и меццо Аннализа Строппа, которая в последний момент заменила заявленную Клементин Марген — заменила, впрочем, более чем адекватно, да и в целом голосом каждого и слаженностью ансамблей можно было любоваться до бесконечности. Что в «самом оперном реквиеме» вполне ожидаемо и даже желательно. И хоть Теодор Курентзис старается претворить его в сочинение сугубо духовное, почти мистериальное, оно все равно тяготеет к театральности и получается — во всяком случае, именно в этот раз — очень земным.
Не священнодейство и божественное откровение, а скорее рациональная, четко выстроенная концепция, притом имеются как действительно неординарные, уместные находки вроде соло сопрано из хора в финальном «Libera me», так и вещи, рассчитанные на чисто внешний эффект (и расчет его, видимо, верный, раз получается заражать своим видением окружающих). В конце концов, методика этого дирижера известна и в некотором смысле универсальна: экстремальная динамика, постоянные «перепады температуры», грандиозные контрасты — непременно «pppp», даже если в партитуре «pp», предельно жесткий ритм… Конечно, берлинских филармоников этим не смутить, и технически всё было сделано безупречно, хотя в определенные моменты возникало ощущение, что коллектив и дирижер проверяют друг друга на прочность.
Но как бы то ни было, стать свидетелем качественного и неординарного (притом без «сеанса черной магии») исполнения данного Реквиема Курентзисом в дебюте с чуть ли не лучшим в мире оркестром, на чужом поле с его собственными правилами, то есть в атмосфере не мистического причастия или светского раута с соответствующей целевой аудиторией, а в традиционной здоровой обстановке филармонического концерта это опыт увлекательный, если не сказать — уникальный. И хоть среди зрителей звучали разные, порой полярные мнения, в целом местная публика приняла дебютанта сотоварищи очень благосклонно — тепло, но без фанатизма (к счастью). В любом случае, быть приглашенным этим выдающимся оркестром — уже успех и честь для дирижера, выше которой может быть лишь повторное приглашение…
Публикации об искусстве и музыке

Музыкальные крылья России: концерт к 100-летию Осиповского оркестра

Герой инстаграмного времени: «Похождения повесы» Стравинского в МАМТе

От Каччини до… Вавилова: «Итальянские эпизоды» в Новой опере

Замыслы с размахом: «Гамлет» на фестивале «Ростовское действо»
