
В тот день я видела чудо — глаза композитора в момент, когда мир наконец узрел венец его труда.
Насколько же все-таки затейливы изгибы судьбы… Вот человек пишет оперу — годами, в перерывах между основной работой, даже не надеясь на исполнение. Оперу додекафонную — в то время и в тех обстоятельствах, когда это редкость и вызов. Оперу на смелый сюжет повести «Le diable amoureux» Жака Казота — своего рода французский вариант «Фауста» с той оговоркой, что «Влюбленный дьявол» создавался параллельно и независимо, хоть в один и тот же год. Видно, в 1772-м дьявол впрямь ходил по земле в человеческом обличье, заглянув и к Гёте, и к Казоту. У последнего вечная история оказалась также густо приправлена иронией, сексуальными подтекстами, алхимией, фантастикой, мистикой, что для каббалиста и мартиниста Казота вполне естественно. А для композитора советской школы в брежневские времена, скажем прямо, сильный и нестандартный выбор.
Но факт — в 1972-м, спустя ровно двести лет после публикации «Влюбленного дьявола», артист и драматург Владимир Хачатуров рассказывает своему другу композитору Александру Вустину об этой повести, предлагая в качестве основы для либретто. И тот принимается за работу — пишет оперу в течение 14 лет. Еще 30 она лежит в столе, известная лишь узкому кругу специалистов. Возможно, там бы она и осталась, разделив участь множества незаслуженно забытых сочинений, если бы не добрый гений, каким стал для Александра Кузьмича дирижер Владимир Юровский. Наверное, всякий современный композитор мечтает о подобном проводнике своей музыки — том, кто проникнет в самые глубокие и тончайшие смыслы, поймет и полюбит, станет наслаждаться каждой секундой звучания, как, собственно, Владимир Михайлович во время всех представлений оперы — это было очевидно.
Оно и понятно: «Влюбленный дьявол» Вустина изобретателен во всем, начиная от состава оркестра — камерного, почти ансамбля, где всего одна скрипка и один контрабас, зато множество духовых (даже три разновидности саксофона), пять клавишных и гигантская группа ударных, в том числе редких, как эолифон, «львиный рык», кихада, изготовленная специально для спектакля из высушенной нижней челюсти лошади, — за весь этот арсенал отвечали сразу семь исполнителей (как тут не вспомнить вустинское «Посвящение Бетховену», где наряду с оркестром практически 18 века действовал параллельно еще и отдельный оркестр ударных). Во «Влюбленном дьяволе» именно ритм правит бал, всё подчинено ему, а кульминацией становится дьявольское болеро в финальной картине, где к ударным присоединяется также стук каблуков танцовщиков.
Опера затейлива не только тембрально, но и стилистически — в ней масса отсылок к разным эпохам, слышны аллюзии на Мусоргского и Берга, Стравинского и Шнитке, но при этом Вустин всегда остается Вустиным, и по мере того, как он всё более увлекается, оттачивает мастерство и осваивает додекафонный язык от одного действия к другому (можно отчетливо проследить этот процесс), сухой серийный речитатив постепенно сменяется серийной кантиленой — на месте все привычные формы: серенада, арии, дуэты. Пускай и написанные экстремально сложно, так что музыкантов следует признать героями, а в особенности исполнителей главных партий — Дарью Терехову (Бьондетта) и Антона Росицкого (Альвар).
Иные, правда, говорят, что опера слишком долго ждала своего часа, «перележала», а серийная техника давно не новость и не авангард, что, может и справедливо, однако в России до сих пор даже произведения основоположника додекафонии Шенберга нечасто звучат и публика их неохотно принимает, так что у нас для партитур двадцатого века никогда не поздно! Притом «Влюбленного дьявола», стоит заметить, встретили неожиданно очень тепло и с интересом, несмотря на ностальгический флер, свойственный и музыке, и режиссуре. Кстати, у Александра Тителя спектакль вышел, пожалуй, одним из лучших в его карьере, и в то же время очевидно, что для «Влюбленного дьявола» это еще не потолок — в опере множество скрытых ресурсов и не до конца исследованных тем, потому определенно должны быть и, верю, впоследствии будут другие постановки. Но мы всё же с особой любовью станем вспоминать эту, первую.
Пару недель назад стало известно, что Александр Кузьмич номинирован за свою оперу на «Золотую маску», у «Влюбленного дьявола» вообще сразу семь номинаций — пускай возьмет все!
Публикации об искусстве и музыке

Музыкальные крылья России: концерт к 100-летию Осиповского оркестра

Герой инстаграмного времени: «Похождения повесы» Стравинского в МАМТе

От Каччини до… Вавилова: «Итальянские эпизоды» в Новой опере

Замыслы с размахом: «Гамлет» на фестивале «Ростовское действо»
