«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

В двух семьях, равных знатностью и славой,
В Вероне пышной разгорелся вновь
Вражды минувших дней раздор кровавый…

 

На исходе сентября в Новой опере прошел спецпоказ «Ромео и Джульетты» Гуно — спектакль был записан каналом «Культура». Решение таким образом увековечить и заодно еще больше популяризировать постановку вполне понятно и оправданно: это одна из лучших работ в нынешнем репертуаре театра — подчеркнуто традиционная, она при этом не отягощена бытовизмами; прямолинейная, строго по либретто, но при этом вовсе не производящая впечатление чего-то нафталинного и архаичного.

Режиссер Арно Бернар, выступивший разом во всех ипостасях — еще и как сценограф, художник по костюмам и по свету, создал строгий, почти брутальный, но стильный мир (на истинную Верону вовсе не похожий — скорее фантазия на тему), в котором костюмы наводят на мысль о позднем ренессансе, а вот атмосфера по-средневековому нарочито гнетущая. В этой сумрачной реальности черное и алое кружатся в танце смерти (хор театра прекрасен в сраженьях и балах!), а юные влюбленные — единственный оазис света. В той же пропорции и звучание оркестра под управлением Андрея Лебедева (получившего «Золотую маску» за эту работу) сочетало чисто галльский шарм лирических эпизодов с общим отнюдь не сентиментальным настроением.

Эффектами постановка также не пренебрегает — чего стоит один дождь из розовых лепестков, да и громадный деревянный крест, опрокинутый разуверившимся Графом Капулетти и падающий всего в метре от бездыханной Джульетты, вызывает в зале вскрик изумления. И конечно, только ленивый не сказал про зрелищные батальные сцены, реалистично поставленные «маэстро боя» с голливудским опытом Павлом Янчиком, причем представляющие собой не просто элемент «оживляжа», а концептуальную часть общей идеи.

Парадоксально ощущается течение времени в спектакле — то стремительное, то завораживающе тягучее, а сам он вызывает ассоциации со сжатой пружиной — порой эта спрессованная энергия так и рвется наружу. Хотя все-таки в какой-то момент решение разбить пятиактную оперу на три отделения представляется излишеством, к тому же часто опускающийся занавес создает затянутые паузы. Но тем долгожданнее запись — при монтаже, когда одна мизансцена будет плавно перетекать в другую, данная уязвимая сторона постановки окажется преодолена. А крупноплановая подача картинки поможет подчеркнуть лучшее — ведь мимика артистов столь красноречива, а жесты кинематографичны, что постоянно хочется выкрутить объектив на максимум!

Тем более, что команда для спецпоказа была подобрана просто чудо: Ромео — Алексей Татаринцев в одной из лучших своих ролей, за которую также был отмечен «Золотой Маской», и его Джульетта под стать — данная партия вообще требует практически разных голосов, например, между знаменитым вальсом и сценой с ядом настоящая пропасть, но эта задача оказалась вполне по плечу Марии Буйносовой, которая изумительным образом продемонстрировала превращение беззаботной девушки в страстную женщину. Невероятно убедителен Евгений Ставинский в роли отца Лоренцо — богатый и теплый голос добавил еще больше душевности образу сочувствующего монаха, а выдающееся исполнение также поставило певца в центр спектакля. Из ролей второго плана очень впечатлила в небольшой брючной партии Стефано меццо Анна Синицына, сочетавшая мальчишеский задор с чисто женской прелестью, выпукло и убедительно были представлены и строгий Герцог Эскал (Отар Кунчулиа), своевольные и воинственные враги Меркуцио с Тибальтом (Илья Кузьмин и Вениамин Егоров), суровый, но не бесчувственный граф Капулетти (Алексей Антонов), обаятельная Гертруда (Ирина Ромишевская).

С подобным кастом грех было бы не запечатлеть на видео для истории эту оперу, которая к тому же на московской сцене скорее раритет. Так что теперь остается только с нетерпением ждать эфира.

Публикации об искусстве и музыке

«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Музыкальные крылья России: концерт к 100-летию Осиповского оркестра

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Герой инстаграмного времени: «Похождения повесы» Стравинского в МАМТе

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Концерт английской музыки в исполнении оркестра Leggiero

2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Встреча через столетие

2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

От Каччини до… Вавилова: «Итальянские эпизоды» в Новой опере

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Замыслы с размахом: «Гамлет» на фестивале «Ростовское действо»

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Под небом голубым…»: второй фестивальный вечер в Новом Иерусалиме

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Сказку сделать былью: «Салтан» Чернякова в Ла-Монне

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Третий вечер «Историй с оркестром»: Пушкин, Мусоргский, Буцко

2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Маленькие трагедии» с Госоркестром

2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Истории с оркестром

2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Реквием Верди в Дублине

2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Чисто английское самоубийство: о «Поругании Лукреции» Бриттена в Новой опере

2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Обручение в монастыре» Чернякова в берлинской Штаатсопер

2019 год
«Ромео и Джульетта» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Староновая «Хованщина» в Будапеште

Публикация для платформы Syg.ma, 2019 год
На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности