Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

У него три имени. Поморы называли архипелаг — Грумант (очевидно, путая с Гренландией). Норвежцы ещё с незапамятных времён прозвали «холодным краем» — Свальбардом. А официальный первооткрыватель, голландец Виллем Баренц, четыреста лет назад дал ему наименование в честь остроконечных горных пиков — Шпицберген, оно как-то и прижилось в международном сообществе.

Но не имеет значения под каким именем ты узнаешь его — просто однажды он позовет тебя, и с той поры не будет тебе покоя, и ты не сможешь жить по-прежнему, и даже умереть не сможешь раньше срока, и год за годом тебе будут сниться его заснеженные вершины, пока наконец не ответишь на зов. Он сам выбирает «жертв», он манит авантюристов и смельчаков, мечтателей и вечных странников. Ничья земля — не он принадлежит нам, а мы ему, навеки обожжённые этой любовью.

Около пяти лет я мечтала о Шпицбергене, не знала, как бы к нему лучше подступиться и организовать это путешествие… А когда уже сидела в аэропорту Осло, ожидая посадку на рейс до свальбардского Лонгйира, вдруг поняла, как мне невероятно страшно — до такой степени, что готова была развернуться и уехать обратно в центр бродить по музеям. Всю ночь накануне я ворочалась без сна и прокручивала в голове разные сценарии, осознавая, насколько боюсь сотни вещей: что до сих пор недостаточно знаю про архипелаг, что неправильно экипирована, опасаюсь перепада давления, влажности и температуры, стать обедом полярного медведя, не увидеть полярное сияние, ну или увидеть и не суметь его нормально сфотографировать… Общая паника вокруг только-только разворачивающегося во всю мощь ковида (дело было в начале марта 2020-го), казалось, была ничто по сравнению с моими страхами, за которыми маскировался единственный главный — боязнь пустоты, которая неизменно наступает после исполнения заветного желания. Но все же взяв себя в руки и вспомнив «сколько лет я спорил с судьбой ради этой встречи с тобой», хлопнула местный дистиллят аквавит и наконец отправилась на посадку.

Самолеты местного лоукостера «Norwegian» добираются из Осло до Шпицбергена за три часа: минут сорок летим над материковой частью Норвегии, которая из-под крыла боинга представляет собой захватывающее зрелище — настоящая песнь камня и воды, а дальше — только темный безбрежный океан. Аэропорт Свальбард считается одним из наиболее сложных в мире для посадки из-за переменчивых метеоусловий, ветров, низкой облачности и сплошного горного массива, но нам везет — погода просто шепчет, так что уже издалека заметны заснеженные пики, растянувшиеся до горизонта. Пока авиалайнер снижается, добрая половина пассажиров как по команде достают профтехнику и целятся объективами в иллюминаторы, я тоже стараюсь не отставать, хоть слезы и застилают глаза. Но как только ступаю на трап, становится понятно, что не время разводить сентиментальные нюни: ледяной ветер бьет наотмашь по лицу, а затем сразу контрольный под дых — вот уж воистину крепкие дружеские свальбардские объятия! Остается только натянуть шарф до самых глаз и шевелить ногами, попутно не забывая, конечно, щелкать всё вокруг, в чем-то завидуя фотоаппарату, надежно укутанному в муфту. 

Пока я искала удачные ракурсы, остальные пассажиры уже побросали чемоданы в багажное отделение и устроились в автобусе — на Шпицбергене курсирует несколько спецшатлов от аэропорта до «столицы» архипелага Лонгйира. Такое название поселок получил не потому, что год здесь тянется дольше, чем на «большой земле» (хоть вполне может показаться), а в честь американского инженера-предпринимателя Джона Лонгйира, который купил участок свальбардской земли и в 1906-м году основал поселок, ставший базой для его «Арктической угольной компании» — первого предприятия, начавшего промышленную добычу угля на архипелаге. Через несколько лет американец продал свой рудник норвежской компании «Стуре Ношке», которая владеет им по сей день. Правда, угледобычу уже окончательно свернули, а поселок переориентировался на туризм и науку. Только заброшенная шахта на склоне напоминает об этой странице истории Лонгйира. Говорят, что каждый год за месяц до Рождества местные жители проходят к ней факельным шествием и устанавливают на останках шахты ёлку. Мелькают за окном автобуса и деревянные опоры угольного транспортера, немного навевая уныние.

Но ближе к центру поселка становится повеселее: появляются пестрые двух- и трехэтажные домики на сваях (как и любые строения здесь) со скатными крышами, у каждого — целая «стая» снегоходов, будто самокаты в московских переулках. Несмотря на наличие машин, зимой это основное средство передвижения — на две с половиной тысячи жителей приходится две тысячи снегоходов. И три тысячи белых медведей! По пути то и дело встречаются знаменитые знаки-треугольники — на черно-красном поле белый силуэт истинного хозяина архипелага. Именно медведи тут на вершине пищевой цепочки, о них все разговоры (на следующий день за завтраком только и обсуждали, что, дескать, ночью в поселок забрели медведица с медвежонком).

Автобус тем временем замедляет ход, высаживая пассажиров у основных отелей. Мой необычно выделяется среди всех: длинное одноэтажное строение под вывеской «Mary-Ann’s Polarrigg», обитое серыми досками — это так называемый «дрифтвуд», сплавное дерево, которое прибило к берегу. В его внутренний двор натащили артефакты, кажется, со всей округи — буквально всё, что смогли найти: и фигура шахтера, и советский телефонный аппарат 30-х годов, и красный автобус, и сирена с носа корабля, и даже парусная яхта. Внутри царит примерно такая же атмосфера: разномастные кресла, диваны и стулья, торшеры и светильники, занавески в цветочек, чучело медведя, старинные фотографии, патефон, шахматы, стеллажи с книгами, милые безделушки и много-много дерева — мешанина стилей, но уютнее уголка на планете я не встречала!

А наиболее примечательная часть это зимний сад — наверное, самое зеленое место архипелага. Он же по совместительству ресторан, где угощают коктейлями с вычурными названиями вроде «Врата Вальгаллы» и готовят китовые стейки (ни рыба ни мясо, по правде говоря). Кстати, скандинавы распробовали китовое мясо лишь в двадцатом веке, а прежде охотились на них только ради добычи жира — ворвани, использовавшейся в качестве топлива. На Шпицбергене промысел был наиболее активен в семнадцатом столетии, в конце восемнадцатого постепенно сошел на нет из-за похолодания и сокращения поголовья, а теперь и вовсе запрещен — неудивительно, ведь некоторые виды были поставлены на грань уничтожения! Так откуда же в Лонгйире китятина? Да как и весь остальной провиант, которым забиты полки местных маркетов, — привозят из материковой Норвегии. Она стала одной из немногих стран, которые пошли против мирового сообщества и экологов, так и не присоединившись к мораторию на китобойный промысел. Но, несмотря на то, что Шпицберген формально часть Норвегии и подчиняется ее законодательству, тут действуют также свои, особые природоохранные предписания. Потому есть китов можно, а вот охотиться — нет. 

На архипелаге вообще множество законов и обычаев, которые на первый взгляд могут показаться странными, но на деле обусловлены практической необходимостью. И если привычка разуваться перед входом даже в общественных помещениях это, скорее, дань традиции (так делали шахтеры еще сто лет назад, чтоб не нанести в дом угольную пыль), то запрет покидать пределы населенных пунктов без оружия буквально написан кровью — ведь в окрестностях легко встретить медведя. При этом ружье нужно, чтобы только отпугнуть хищника, а вот стрельба на поражение будет расследоваться практически как убийство человека, и за такое вполне могут оштрафовать и выслать.

Также многие наверняка слышали знаменитое правило «нельзя рожать и умирать на Шпицбергене». На деле же это значит, что не получится нормально похоронить из-за вечной мерзлоты, ну и медведей опять же, потому тела отправляют на материк. Как и тяжелобольных с глубоко беременными, поскольку местная больница не оборудована аппаратурой для экстренных случаев. Однако нельзя, конечно, ввести тотальный мораторий на смерть или новую жизнь — порой непредвиденное просто случается и всё. К примеру, рассказывают, что в 2009-м на Шпицбергене появилась-таки двойня — роды начались раньше срока, как это нередко бывает с многоплодной беременностью.

Да и смерть приходит на архипелаг куда чаще, чем хотелось бы: лавины, трещины в ледниках, нападения хищников, несчастные случае в быту… А самая страшная трагедия произошла здесь в августе 1996-го, став крупнейшей авиакатастрофой в истории Норвегии: российский Ту-154, совершавший чартерный рейс для треста «Арктикуголь», при заходе на посадку врезался в гору под названием Опера. Удар расколол лайнер надвое, его задняя часть, вместе с двигателями, скатилась по склону, вызвав снежную лавину. Погибли все, кто был на борту: 11 членов экипажа и 130 пассажиров — русские и украинские шахтеры с семьями, летевшие в поселки Баренцбург и Пирамида. По итогам расследования причин оказалось много, но главная — человеческий фактор. Экипаж совершил сразу массу ошибок: они были не знакомы со свальбардским аэропортом, где посадка со стороны гор очень сложная, плохо знали английский и не могли нормально коммуницировать с диспетчером. И фатальное обстоятельство — штурман неправильно установил GPS-индикатор, так что самолет уклонился от установленной схемы, а пилоты, не будучи уверенными в местоположении, вместо захода на второй круг все равно продолжили снижение. На записи с «черных ящиков» — их спор со штурманом, и прямо перед звуком столкновения страшные возгласы: «Горизонт! Горы!!!» Последнее, что видели эти люди, — прекрасные и смертельные пики. Даже летом их вершины всегда покрыты снегом, что в полярный день сияет, как Вечный огонь.

Первым делом, даже толком не распаковав вещи, я решила отправиться на берег Адвентфьорда — взглянуть на эту злосчастную гору на противоположной стороне, возвышавшуюся молчаливым надгробием. Однако день был такой безоблачный и ясный, пусть и необычайно морозный, что мрачные размышления о прошлом как-то сами собой улетучились. Дымка плыла над темной водой залива, солнце стояло в зените, так что снег под синим небом переливался бриллиантами и сапфирами.

Там, в поселке меня ждали все «самые северные» объекты мира: университет, музеи, пивоварня, бары и многое другое — в Лонгйире в целом есть чем заняться туристам. Но мне туда уже было не нужно: я слушала тишину, столь наполненную и многозначительную, что казалось, будто бы даже воздух кругом звенит. Горы на горизонте то и дело меняли свой цвет, прошел золотой час, его сменил синий… Этот краткий период между вечной полярной ночью и беспредельным полярным днем, пожалуй, самое красивое время на архипелаге, когда с конца февраля до середины апреля снег сверкает на солнце миллионами алмазов и отливает серебром в свете луны, а закаты длятся часами, окрашивая вершины в невообразимые цвета и превращая Шпицберген в другую планету. Наверное, это те моменты, ради которых в принципе стоит жить.

А еще полярное сияние. Да-да, казалось бы, просто солнечный ветер. В ту ночь мы охотились за ним несколько часов, согреваясь травяным чаем и настойками, я почти отморозила конечности… А оно посияло недолго и пропало — небесный змей лишь махнул хвостом. И, тем не менее, это было одно из самых важных, поразивших до глубины души мгновений!

В норвежской мифологии полярное сияние — и мост, по которому боги сходят на землю, и отсвет щитов валькирий, и танец душ умерших дев. Эскимосы были убеждены, что это духи играют в небесный футбол черепом моржа. У саамов небо раскрашивалось цветами, когда бились воины из царства мертвых и проливалась их сияющая кровь, а в Лапландии говорили — полярная лиса пробегает по сопкам и взметает ввысь снежные искры. Но во всех легендах северных народов увидеть сияние — или к великой беде, или к большому счастью. Мне до сих пор хочется верить в последнее.

Тогда, в марте 2020-го, покидая архипелаг на последнем самолете, я еще не знала, что он на самом деле последний, и строила большие планы, как летом вернусь посмотреть на полярные одуванчики и китов, сплавать к русским поселкам Шпицбергена… Но на большой земле тем временем все уже начинали отгораживаться друг от друга масками и заборами. Через два года, 21 февраля 2022-го, Норвегия обнадеживающе заявила, что снимает все пандемийные ограничения — я снова настроила громадье планов! Что было дальше мы знаем.

До сих пор Шпиц снится мне. Периодически я думаю, а что было бы, если вылет стоял всего на сутки позже, или если бы я опоздала на рейс и еще на полгода, как многие другие туристы, осталась на архипелаге. Сложилась бы моя жизнь иначе? Да и вообще, захотела бы я вернуться оттуда? Но потом я смотрю на своего новорожденного сына и радуюсь, что всё вышло именно так. И мысленно обещаю ему, что мы еще увидим острые пики, сияние, закаты, китов и, быть может, даже белых медведей, песенку про которых он так любит.

Путешествия

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Венгрия: Памяти Рауля Валленберга

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Венгрия: Еврейский Будапешт

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Венгрия: Будапешт — фрагменты

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Венгрия: Будапешт

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Ирландия: Горы Уиклоу

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Ирландия: Хоут — тропинка на одного

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Ирландия: Дублин — писательскими путями

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Австрия: Баден

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Австрия: Бад-Ишль

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Австрия: Зальцбург

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Австрия: Музыкальная Вена

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Австрия: Вена — Юденплатц и Центральной кладбище

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Австрия: Вена — Ратуша и Парламент, Пратер, Аугартен

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Австрия: Вена — Святой Стефан, Штадтпарк, Бельведер

Мой первый день на Шпицбергене. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Австрия: Венский Хофбург

На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности