Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Немецкая философия, романтическая французская музыка и московский колорит в виде атмосферы великого романа Булгакова — в любом другом театре подобное сочетание показалось бы довольно сомнительным… Хоть Михаил Афанасьевич в молодости десятки раз слушал оперу Гуно, а в своем произведении цитировал «Фауста», это еще не значит, что в обратную сторону такой прием тоже сработает — ведь в конечном итоге Фауст не слишком похож на Мастера, Мефистофель — на Воланда, а Маргарита у Гёте/Гуно вовсе не идентична своей булгаковской тезке.

Однако именно в «Новой опере», исключительно здесь — откуда рукой подать до «нехорошей квартиры» и Патриарших, которая еще в бытность Зеркальным театром фигурировала в фильме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары — эта концепция оказывается очень эффектной. Параллели и намеки на Булгакова густо рассыпаны по сценам новооперного «Фауста» (режиссер — Екатерина Одегова, художник — Этель Иошпа) — это и персонаж, обозначенный в программке как Клетчатый, олицетворяющий всю свиту Воланда, а также трость с головой пуделя, желтые цветы в руках Маргариты, рыжая шевелюра и шрам на шее у Марты, «платок Фриды» — важный символ в спектакле, и даже отрезанные головы!..

Постановка в принципе насыщена множеством занимательных подробностей — всё это хочется с интересом рассматривать, правда, подобная детализированность порой оборачивается минусом — не всегда прекрасные части складываются в единый пазл, а что-то вызывает иронию и затаенную улыбку.

Но нельзя не отдать должное — действия героев очень точно «смонтированы» с музыкой, а идея «спектакля в спектакле» впечатляюща: весь этот красочный мир с откровенно игрушечными декорациями, жители которого словно фарфоровые статуэтки (работа хора театра как всегда эталонна!), даже главные герои часто безвольны, как тряпичные куклы, набитые соломой.

И лишь дьявол вдыхает в них жизнь, приводит всё в движение и правит бал. Причем исполнитель данной роли в Новой опере сталкивается с двойной трудностью — когда необходимо не только спеть Мефистофеля, знаковую для басов партию, но еще и сыграть Воланда, на что способны буквально единицы! По счастью, у театра есть солист, способный справиться с такой колоссальной задачей — Евгений Ставинский, который и пел премьеру, и получил заслуженную «Золотую маску» за данную роль, он же выступал в спектакле 26 октября — и это было как всегда превосходно вокально, с исключительной музыкальностью, исполнительской культурой, отточенной пластикой и вкусом, позволяющим Евгению без всякой бутафории, без карикатурной «инфернальности», которой грешат иные басы, абсолютно гипнотически воздействовать на слушателей. Когда на сцене такой Мефистофель, то и действие оживает, искрится, наполняется смыслом!

Впрочем, в тот вечер весь певческий ансамбль был на высоком уровне: темпераментный Фауст — Хачатур Бадалян, который к тому же экстренно заменил другого солиста, с успехом дебютировавшая в роли Маргариты Екатерина Петрова — ей удалось очень точно попасть в образ, сочетающий одновременно трепетную нежность и силу, выразителен был и ее братец Валентин — баритон Алексей Богданчиков, и обладательница чарующего высокого меццо Гаяне Бабаджанян в травести-партии Зибеля, к которой можно было предъявить лишь ту претензию, что даже в мужском костюме она невероятно женственна, но тут уж что поделать. Что касается оркестра (дирижировал Ян Латам-Кёниг), в их интерпретации этой гиперэмоциональной музыки вдруг оказалось больше немецкого, нежели французского — точность, почти дотошность, однако чувственности мне как раз не хватило, хотя, может, сейчас так принято.

В целом, спектакль не преследует задачу дать ответы на извечные вопросы, а как раз оставляет еще больше оных, но для того, кто верит не в ад и рай, а только в человеческий разум и неразделимую взаимосвязь добра и зла, эта музыкальная притча воспринимается как безмерно затейливая и зрелищная игра.

Публикации об искусстве и музыке

Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Набукко» в Новой опере

2018 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Путешествие мандолины

2018 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Christmas in Blue

2018 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Этно-Симфо-Jazz

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Владимир Юровский и ГАСО — Концерт к 100-летию Октябрьской революции

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Метель» в Музее Пушкина на Пречистенке

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Прогулки по Москве с Осиповским оркестром

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Я искала тебя»: посвящение Цветаевой

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Романтика революции

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Возвышенная музыка: органный концерт в поднебесье

Публикация для платформы Syg.ma 2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Леонора» Бетховена в Театре Покровского

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Романтика Шопена

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

«Блудный сын» и «Мавра» в театре Покровского

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Композитор-сказочник Римский-Корсаков

2017 год
Сатана там правит бал: «Фауст» Гуно в Новой опере. Дарья Письменюк / Darya Leitstern — фотограф, музыкант, журналист, путешественник

Semi-stage «Тоска» в Новой опере

Публикация для платформы Syg.ma 2017 год
На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности