
…Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Стихотворение Пастернака «Гамлет» — о герое, поднявшемся на безнадежную борьбу со всем мировым злом и погибшем в ней, недаром пронизывает лейтмотивом оперу Бетховена «Леонора», идущую в театре Покровского… Сразу нужно сказать, что данная постановка — музыкальное событие всероссийского, а может и мирового масштаба, ведь даже за рубежом эта опера практически не ставится — разве только в поздней версии под названием «Фиделио», более усредненной, на мой взгляд.
Дело в том, что «Леонора» оказалась не только самым любимым, но и самым несчастным детищем композитора — первое исполнение в 1805 году провалилось: в то время Вена была оккупирована наполеоновскими войсками, так что на премьере в полупустом зале театра «Ан дер Вин» находились в основном французские офицеры. В репертуаре она также не задержалась — достаточно трудная, невероятно эмоциональная музыка Бетховена привлекала немногих. Лишь через десять лет после кардинальной переработки и заметных сокращений опера (уже «Фиделио») наконец обрела успех.
Постановщики спектакля в театре Покровского (режиссер — Михаил Кисляров, дирижер-постановщик — Геннадий Рождественский) не только вернулись к первоначальной музыкальной редакции, но и сумели подчеркнуть драматичную актуальность этой истории.
По либретто действие происходит в Испании 17-го века, где злобный начальник севильской тюрьмы Пизарро держит в застенках политического заключенного Флорестана. Его жена Леонора в попытке вызволить мужа нанимается под видом юноши Фиделио в помощники к тюремщику Рокко. В новоиспеченного симпатичного помощника влюбляется дочь тюремщика Марселина, отвергая при этом бывшего ухажера — привратника Жакино (эта линия оперы достаточно комична и отсылает к старым добрым немецким зингшпилям). Однако подлому Пизарро не терпится скорее избавиться от Флорестана — он велит Рокко и его помощнику выкопать могилу в подземелье. Когда Пизарро уже собирается убить заключенного, Леонора бросается между ними с криком «прежде убей меня!», и тут супругов спасает счастливая случайность — в тюрьму прибывает с проверкой королевский министр Фернандо, который вызволяет невинно осужденных и карает злодеев, в общем, справедливость торжествует.
В спектакле театра Покровского всё более жестко и неоднозначно. Действие перенесено в условную Германию в период между двух мировых войн. Впрочем, отторжения это вовсе не вызывает — такая история могла случиться где и когда угодно (сюжет, кстати, имел реальную историческую подоплеку — только во Франции времен якобинского террора), да и в музыке нет ничего, отсылающего к Испании и 17-му веку. Занимающие все пространство сцены многочисленные решетки, лестницы и клетки (художник-постановщик — Виктор Вольский) вместе с мастерской «световой партией» (Владимир Ивакин) подчеркивают кошмар и безнадежность тюремной жизни, где правит бал губернатор Пизарро (Роман Бобров), примеряющий на себя образы разных тиранов и диктаторов, причем, в буквальном смысле — по ходу действия он меняет головные уборы Наполеона, Муссолини, Гитлера, мелькает там и НКВД-шная фуражка со звездой…
С самого начала зрителям дают понять, что всё это происходит не «здесь и сейчас», а в воспоминаниях Фернандо (Кирилл Филин), который в этой постановке не королевский министр, возникающий ниоткуда, а такой же бывший политзаключенный. Из второстепенного персонажа он становится ключевым: пастернаковское «я ловлю в далеком отголоске что случится на моем веку» отражает его мысли, это он мстит за Леонору и Флорестана, он поднимает народ на восстание, хотя в финале своим обликом (кожанка и очечки) болезненно напоминает Пизарро, будто бы намекая, что тирания неискоренима и на месте отрубленной головы Дракона всегда вырастает новая.
Развязка в данной постановке трагична — главные герои все-таки гибнут от рук Пизарро и свой счастливый финальный дуэт «О несказанная радость» поют уже в раю. Можно спорить о том, идет ли это вразрез с музыкой Бетховена, но мне думается, что всё же нет. Столь живое, экспрессивное произведение звучит остро современно и обращается к людям уже нашей эпохи, а кто сейчас верит в справедливых министров, как раз вовремя успевающих прибыть в тюрьму, чтобы спасти невинных узников и остановить бесчинства.
Ансамбль солистов в театре Покровского крепкий и убедительный как в актерском, так и в певческом плане (Рокко — Алексей Смирнов, Марселина — Екатерина Ферзба, Жакино — Василий Гафнер), а протагонисты — героический Флористан (Игорь Вялых) и страстная Леонора (Татьяна Федотова), обладающая ярким тембром и исключительными вокальными возможностями, так и вовсе могли бы составить конкуренцию лучшим зарубежным исполнителям этих партий. Дирижер Алексей Верещагин вел оркестр уверенно и энергично, практически стремительно (при этом не в ущерб музыкальности), создавая мощную и монументальную конструкцию в духе бетховенских симфонических сочинений, стоит отметить и впечатляющую работу с хором.
Благодаря гармоничному сочетанию всех составляющих наполненная смыслами режиссерская версия «Леоноры» в театре Покровского стала для меня одним из главных впечатлений уходящего сезона, которое хочется повторить вновь и вновь — спектакль определенно того заслуживает.
Публикации об искусстве и музыке
