
Как под собянинской плиткой почувствовать дух той, прежней Москвы? Как разглядеть ее немолодое, но все же ещё прекрасное лицо за пластиковыми цветами на бульварах и непрерывной стройкой?.. Но главное, как и кто может поведать обо всем этом сегодняшним маленьким москвичам, если даже их родители в большинстве своём застали город уже эпохи безликих торговых центров, модных кофеен и лофтов в бывших заводах, а его историю не помнят и не знают.
Впрочем, вопросы вовсе не риторические — у меня есть совершенно определенный ответ. Кто как не славный сын столицы, мастер звучащего слова Павел Любимцев — вспомнить хоть его передачу «Городское путешествие», посвященную жизни больших и малых российских городов. Излишне упоминать, что Любимцев в принципе непревзойденный рассказчик, и о чем бы он ни говорил — о башмаках, о кораблях, о сургучных печатях, о капусте и королях — это всегда будет занимательно! А порой еще и музыкально, если Павел Евгеньевич объединяется в творческом союзе с дирижером Владимиром Андроповым и его оркестром русских народных инструментов им. Н. П. Осипова в рамках детского просветительского абонемента «Забавный профессор», отмеченного правительственной премией.
Эти концерты, идущие в филармонических залах чуть ли не каждый месяц, пользуются огромной популярностью, поскольку они одновременно нетривиальны и очень актуальны. Вот и во время последнего представления авторы, конечно, не могли обойти вниманием праздновавшийся юбилей столицы — и пригласили юных зрителей в увлекательную виртуальную прогулку по Москве с остановками на всех вехах истории. Притом все части обрамлялись идеально подобранными, соответствующими духу каждого места произведениями.
Так мы прошлись от древнего Кремля и Новодевичьего монастыря — темницы цариц, мимо Чайного дома в китайском стиле на Мясницкой, синагоги на Большой Бронной, неоготической Англиканской церкви Святого Андрея с уникальной акустикой, где в советские годы записывались пластинки «Мелодии», до непревзойденного авангардного Дома Мельникова, Цирка Никулина и конструктивистского кинотеатра «Ударник». Естественно, гуляли с музыкой — с маршем Преображенского полка, который, как известно, играют Куранты на Спасской башне, танцем Феи Драже, русской протяжной песней «Ой, кумушки, кумитеся» и еврейской «Sha, Shtil», Маршем клоунов Нино Рота из фильма «Восемь с половиной», вальсом Шостаковича из фильма «Златые горы» — первой лентой, что крутили в «Ударнике», и даже с такой небанальной вещью, как фрагмент, посвященный Дому Мельникова, из сюиты «Дома Москвы» современного композитора Кирилла Волкова.
Вся эта музыка, исполненная оркестром точно в стиле каждой эпохи его самобытным, бархатным звуком, в сочетании с искренним восторгом рассказчика Любимцева — восторгом человека, любящего свой родной дом, произвели отменный эффект. И хочется верить, что после такого зрители, выйдя из Филармонии и пройдя по, казалось бы, знакомым местам более пристально стали вглядываться в дома, церкви, особняки, притаившиеся в переулках. И вы тоже поглядывайте на них — в Борисоглебском или Трехпрудном, на Малой Никитской или Тверском бульваре… Зайдите, прикоснитесь к тайне судеб, любовей и трагедий, которым они были свидетелями. А то кто знает, что будет дальше, и когда настанет очередная Ночь Длинных Ковшей…