
All that jazz!.. Это, конечно, всегда отдельная история — про сиюминутность, неуловимость, «музыку момента», которая в таком же виде вряд ли когда-то повторится — и потому становится еще ценнее. А если у нас не просто джазовый вечер, но эксперимент на стыке жанров, это вдвойне занимательно. Или втройне, коль уж концерт, состоявшийся 7 декабря в КЗЧ, назывался «Этно-Симфо-Jazz». Хоть он был скорее про этно, чем про симфо, однако таково — «симфоджаз» — музыкальное направление, в котором работает талантливый тандем Заслуженных артистов России — братьев Ивановых. Собственно, это в том числе и наименование их филармонического абонемента.
Правда, на сей раз они сами стали гостями абонементного концерта Осиповского оркестра, где собралась чудо-команда: помимо Михаила с Андреем (играющих, соответственно, на фортепиано и контрабасе) в джазовую банду вошли гитарист Дмитрий Илларионов, ударник Дмитрий Власенко и певица Полина Орбах. В итоге же получился удивительный коктейль, объединяющий джазовые стандарты, фолк и академический оркестровый звук. Безусловно, музицирование джазменов вместе с оркестром задает определенные рамки, но все равно в этом выступлении было невероятно много импровизационности и свободы. Столько свободы, что хотелось забыть про сферу логики и анализа и просто наслаждаться пульсирующим, будто под кожей, ритмом и хороводом мелодий.
Кстати, многие из звучавших произведений являлись авторскими композициями Михаила и Андрея — с поэтичными названиями и вполне конкретным тематическим содержанием, как, например, пьеса «Барбарис» на основе сочинения «Spain» Чика Кориа, где он, в свою очередь, цитирует адажио из знаменитого Аранхуэсского концерта. Или «Половецкая рапсодия» на основе, конечно же, Половецкой пляски из «Князя Игоря», превращенная музыкантами в игру-угадайку с залом.
Столь же выразительным оказалось произведение «На семи ветрах» для солирующей гитары с оркестром, где хрупкий перебор, словно легкий бриз, постепенно наполнялся силой, перерастая в настоящий стремительный вихрь. Но особенно я ждала выступления Полины Орбах, чей глубокий, запоминающийся тембр придавал особый шарм и пылкость нежному «Танцу цветов» и необычному «Колокольному блюзу».
При этом народный оркестр ничуть не уступал джазовому ансамблю по энергетике и чувству стиля, что было заметно и в фантазиях — на темы из оперы «Порги и Бесс» и песен «Битлз», и в характерных миниатюрах «Вальсирующий кот» и «Пустячок» остроумного американского композитора Лероя Андерсона, у которого в сочинениях вечно то часы тикают, то пишущая машинка стучит, или, как в этот раз, мяукают и гавкают.
Но ярче всего, пожалуй, соответствующая данному жанру гиперэмоциональность, неукротимый драйв и стихийный темперамент проявились в выступлении трио балалаечников оркестра (Константин Захарато, Алексей Вродливец, Александр Николайчук), которые сыграли «Шмелиное буги» Джека Фины — лихую джазовую аранжировку «Полета шмеля». По экспрессивности этот номер превосходила лишь финальная «Фиеста» — талантливейшая импровизация каждого участника ансамбля, фееричный джем-сейшн, во время которого мечталось лишь об одном — чтобы он не заканчивался. К вящей радости моей эта история и правда будет иметь продолжение уже в новом году — в виде рождественского блюза 6 января, «на том же месте, в тот же час» и практически в том же составе.