
С местами, конечно, как и с людьми, — старше далеко не всегда значит круче, но порой всё работает, да еще как — бьет набатом по голове.
В общем, речь пойдет о древнейших православных храмах России — расположившихся, как ни парадоксально, на территории мусульманских республик Кавказа. Хотя если вспомнить, что христианская религия пришла в Аланию задолго до крещения Руси, то ничего удивительного.
Они, может, не столь зрелищные — эти сооружения, но накрывает тебя там гораздо сильнее, чем в Новгородской Софии, Нотр-Дам, Реймском и Кёльнском соборах вместе взятых.
Не знаю, связано ли это с их высокогорным расположением (тут же не анекдот про батюшку в самолете, у которого с набором высоты напитки теряют крепость, поскольку «начальство рядом») — нет, явно всё как-то хитрее устроено. Но необходимость карабкаться ввысь по камням — и К камням, почти таким же старым, как хребты вокруг — видимо, просветляет.
Первую строчку тут уверенно занимает Тхаба-Ерды в Джейрахском заповеднике Ингушетии под сенью Цей-Лоама — «ингушского Олимпа». Самое загадочное сооружение, про которое достоверно известно только, что это древнейший раннехристианский храм, скорее всего на месте языческого алтаря и как минимум 8 века.
Во всем остальном между учёными нет согласия, начиная от смысла названия, заканчивая типом архитектуры — то ли грузинское влияние, то ли армянское, но при этом и явные черты типично вайнахского зодчества… Тем более нынешний облик храм приобрёл гораздо позже, в 15 веке, и ещё не раз восстанавливался — последняя реконструкция прошла уже в двухтысячных, поскольку во время Второй чеченской строение серьезно пострадало.
Сейчас Тхаба-Ерды по большей части стоит закрытый и посещают его только туристы да историки, лишь в 2012-м впервые за век там отслужили короткий молебен в честь приезда княгини Марии Романовой.
А вот мой любимый Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии — вполне себе действующий. Расположен он неподалеку от знаменитого Нижне-Архызского городища, где и происходило крещение Алании в начале 10 века. Примерно столько же самой Шоанинской церкви — тысячелетней твердыне в форме креста, которая будто бы вырастает прямо из скалы и парит над долиной.
Даже взбираться на труднодоступную обрывистую площадку — то ещё испытание, но это никого не останавливает, и богослужения там проходят несколько раз в году по особым поводам. А главным считается 6 мая — день памяти великомученика Георгия (в местной традиции — Уастырджи), покровителя воинов и самого почитаемого святого на Кавказе, которому и посвящён храм. Якобы даже в советские годы, когда действовали официальные запреты, сюда стекались майским днем паломники — грузины, армяне, славяне и переселенцы-осетины, живущие под горой с конца 19 века. Именно они, кстати, в те времена привели в порядок заброшенную церковь на скале, освятили в честь святого Георгия и приглядывали за ней все последующие годы.
Внутри миниатюрного Шоанинского храма лишь серый камень с полустертыми надписями на всевозможных языках да иконы, принесённые неравнодушными людьми… Но трепет испытываешь столь нешуточный, что однозначно это место — мой номер один!