
Новая выставка в Пушкинском музее от сентября 2011-го, посвященная Сальвадору Дали и представленная в двухстах его работах, доставленных из Фигераса, вызвала новый всплеск интереса к великому каталонцу: о нем пишут и говорят все, кому не лень. Мне же полгода назад посчастливилось оказаться в Фигерасе во время весенних гастролей нашего хора и посетить Театр-Музей художника.
Хотя чтобы приблизиться к пониманию произведений гения, откровенно говоря, одного лишь Фигераса мало — необходимо познакомиться с тремя истинно далинийскими местами. Первое — дом в Порт-Льигате, основа всего. Место, где Дали родился, жил, работал и формировался. «Там кровь была кровью и мёд — мёдом. Трудная жизнь без украшений и алкоголя, жизнь, озаренная светом вечности», — именно так художник описывает тот период… Пуболь является вторым углом знаменитого «Ампурданского треугольника» (этот треугольник образует реальную геометрическую фигуру на карте Каталонии, если соединить прямыми линиями Порт-Льигат, Пуболь и Фигерас). В Пуболе Дали купил замок и превратил его в резиденцию для своей жены, модели и музы — Галы (в юности она была больше известна, как Елена Дмитриевна Дьяконова, наша соотечественница). Для художника этот замок стал местом глубоких раздумий о болезни и смерти…
Но вершина, полнота самовыражения Дали, кульминация его любви к лицедейству — это Театр-Музей, открытый в Фигерасе в1974-м году. Проект музея был разработан действительно на основе старого муниципального театра Фигераса, который почти полностью сгорел во время Гражданской войны в Испании. Но Дали удалось преобразить его, превратив в абсолютно сюрреалистический предмет, лабиринт, заключающий в себе синтез его размышлений и трудов. Когда я оказалась там, у меня создалось полнейшее ощущение того, что я прогуливаюсь среди воспоминаний, навязчивых идей и фантазий неповторимого художника! И просто нет времени перевести дух — противоречивые догадки и ощущения чередуются под напором незабываемых произведений…
Примечателен не только интерьер музея — сам его силуэт уже давно стал символом международного поп-арта. Стены здания покрыты буханками крестьянского хлеба — «па де кростонс» (хлеб — давний фетиш Дали, которому он неизменно был верен), а для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, которыми украшена крыша музея. Но фасадом Дали тоже не ограничился — волшебным прикосновением он преобразил и окружающее пространство, предложив своего рода «аперитив» из скульптуры под открытым небом, который предваряет «дегустацию» музейной экспозиции. Перед входными дверьми Театра-Музея размещаются скульптурные группы, посвященные каталонскому философу Франсеску Пужольсу, который, подобно Дали, умел сочетать абстрактную метафизику с язвительным юмором. Философ, телом которому служит ствол оливкового дерева, держит позолоченный атом водорода. Почему? Кто знает! Может, потому, что концепции, трактуемые философией, зачастую неосязаемы и неуловимы, как воздух.
Сцена бывшего театра превращена во внутренний двор под сетчатым геодезическим куполом (говорят, что когда дует трамонтана — северный холодный ветер — его грани вспыхивают брильянтами). Это импозантное пространство является сердцем далинийского ансамбля, откуда художественная, концептуальная и философская энергии распространяются по всем остальным частям здания. В центре композиции победно возносится к небу «лодка Галы», поддерживаемая колонной из шин. Под ней едет знаменитое «дождливое такси», увенчанное внушительной скульптурой Царицы Эстер. На стенах — иероглифы современной эпохи: флюоресцентные умывальники, каменные монстры, модернистские фонари и скелеты животных. Плющ карабкается вверх по каменной кладке с ловкостью романтического альпиниста.
Еще одну крупную инсталляцию можно найти в зале Мэй Уэст. Художник превратил лицо американской актрисы с отретушированной фотографии в жилую комнату! В своем замысле автор пошел дальше обычного: он соорудил комнату-лицо в трех измерениях. Потрясающая комбинация из гигантских париков, пуантилистских картин, ноздрей с горящими дровами и дивана-губ воссоздает подлинник с невероятной оригинальностью.
Музей захватывает тебя полностью, и ты будто становишься частью этого грандиозного футуристического замысла. В нем не знаешь, на чём бы остановить глаз, — столько кругом непривычного и необычного! Скульптурные группы, голография и трехмерная живопись, с которой экспериментировал Дали, картины — не только мастера, но и его самых любимых ампурданских друзей-художников. Даже роботизированные мумии, вроде «Нефритовой принцессы», представляющей собой археологическую находку эпохи киберпанка, в теле которой сосуществуют минеральные платы, чипы и выгравированные схемы. А в глубине зала, где покоится тело, воссоздано пространство храма Темпьетто Браманте, декорированное золотыми скульптурами Дали.
И лишь подними взгляд — а там на расписном потолке Гала и Дали, превратившись в великанов, танцуют национальный каталонский танец сардану в небе Ампурдана. Из их тел выпирают ящики, из которых льется золотой дождь. Это признание художника в любви к родной земле!
Страсть Дали к своему детищу, этому огромному памятнику заставила мастера на самом пороге смерти сделать его своим последним пристанищем. Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь со всеми почестями 25 января 1989 года. С тех пор в склепе под геодезическим куполом покоится забальзамированное тело Сальвадора Дали-и-Доменека, маркиза Пуболя, несоизмеримого художника!.. А на монументальном полотне великан с разверстым телом охраняет вечный покой своего творца, и слеза, напоминающая кипарис, неудержимо катится по его щеке .