
Пелопоннесские пейзажи не балуют разнообразием палитры: желтые камни, лазурное небо — в принципе этой фразы достаточно для описания всего, что я исследовала в северной части полуострова от Олимпии до Эпидавра. Может быть, именно поэтому в летний сезон находится не так уж много желающих осматривать археологические памятники: все туристические центры на островах. А в древние города если и прибывают автобусы с группами, то очень быстро уезжают. И вновь тишину этих мест нарушает лишь пение птиц и шёпот тысячелетних руин. Да еще воздух буквально звенит от зноя.
А ты остаешься посреди развалин наедине со своим воображением. Без полета фантазии тут никак. Иначе можно ли представить, что на этих вот булыжниках, оставшихся от коринфской трибуны, стоял когда-то апостол Павел и обращался с пламенной речью к местным жителям и проконсулу Луцию Юнию Галлиону в защиту своей веры от обвинений иудеев. И взор его однозначно был направлен куда-то в сторону Акрокоринфа — крепости, возвышающейся на скале над древним городом, откуда через тысячу лет после названных событий сбросился прямо на лошади деспот Леон Сгурос. А потом, в XIX веке ужасное землетрясение разом уничтожило всё (правда, до этого также турки постарались во время греческой войны за независимость…). И теперь в поселение, существовавшее уже во времена неолита, бывшее одним из центров Ахейской Федерации, наведываются в основном лишь археологи Американской школы изучения классических древностей. Такова беспощадная история. Ну, хотя бы «любовь никогда не перестает», как писал всё тот же Павел.
Но не все памятники старины сравняли с землей люди и стихии. Так, в Эпидавре, если войти в археологическую зону с южной стороны, обойти музей и миновать знаменитое Святилище Асклепия, то прямо у подножия горы Кинортио откроется вид на прекрасно сохранившийся Театр — настоящее акустическое чудо и просто совершенное художественное творение, гармонично вписывающееся в идиллический пейзаж.
Как сохранились и толосские гробницы на склонах Микенского акрополя, в частности «Сокровищница» Атрея — великолепный экземпляр микенской погребальной архитектуры. Хотя никаких сокровищ там, конечно, давно и в помине нет, поскольку все гробницы были разграблены еще в древности. С тех же времен остались известные на весь мир Львиные ворота — знаменитые, возможно, еще и потому, что ныне это практически единственное более-менее целое сооружение из всех циклопических фортификаций, опоясывающих акрополь в позднеэлладский период. Посетители Микен в основном стремятся в первую очередь в музей, чтобы взглянуть на золото Шлимана, а на вершину акрополя, как правило, не поднимаются, доходя лишь до ворот. И зря, потому что все равно большинство находок гениального самоучки выставлены не в Микенах, а в Национальном археологическом музее в Афинах. А вот с холма открывается изумительная панорама долины, раскопок и горного массива вдалеке, который прозвали «Спящий Агамемнон».
Мой туристический маршрут включал и выбивающиеся из этого ряда города — традиционные, но при этом очень современные, живописные и очаровательные. Напоминающие скорее поселения Южной Далмации. Расположенные в разных номах Греции, но удивительно похожие даже названиями, этимологически восходящими к слову «наус» — корабль. Первый — морской порт Нафплион в Арголиде с богатым венецианским наследием в виде крепости на крутом каменистом холме Паламиди и замком на острове Бурдзи в гавани.
А второй — Нафпактос на берегу Коринфского залива, больше известный под своим средневековым именем Лепанто. Именно там, близ этих мест, случилось одно из крупнейших морских сражений в истории, ни много ни мало — за ценности европейской цивилизации. Речь, естественно, о битве при Лепанто у мыса Скрофа, где Османский флот столкнулся и был наголову разбит армадой Священной лиги европейских государств под предводительством юного и честолюбивого авантюриста дона Хуана Австрийского, бастарда императора Карла Пятого. И если вы вдруг захотите посетить расположенный неподалеку город Патры (например, чтобы взглянуть на Собор, возведенный на условном месте распятия Андрея Первозванного), то непременно стоит прийти на берег Патрасского залива — и там, за мостом Рион-Андирион, вы увидите как раз то место, где произошло судьбоносное для Европы побоище. И вечернее солнце пробьется сквозь грозовые тучи, окрашивая золотом морские волны…