
Для любителей архитектурной фотосъемки в Вене просто раздолье! Меня неизменно завораживала вся эта геометрия, многообразие форм, построение линейной перспективы, но более всего — история, что кроется за каждым фасадом.
Кстати, не только дворцами хороша австрийская столица — лично я вот просто обожаю местный югендстиль (он же сецессион), ну и в целом здания рубежа 19-20 веков. Самый яркий пример это, собственно, Дом сецессиона, где выставлялись модернисты, — с заметным куполом из позолоченных лавровых листьев, который в народе прозвали «капустным кочаном».
Или вот дом научно-просветительского общества «Урания» — здание нетипичной формы, с обсерваторией, ставшее одним из символов Вены. Правда, во время Второй мировой оно сильно пострадало, но было довольно бережно реконструировано. Еще один удачный пример перестройки — венские газометры в Зиммеринге. Их создали в самом конце 19 века, а через сто лет город перешел на природный газ, так что газгольдеры оказались сперва заброшены, а потом адаптированы под офисы, квартиры и магазины — внутри даже сложилось свое особое сообщество жильцов, будто маленький город в большом.
А вот жители Hundertwasserhaus регулярно съезжают, не выдерживая наплыва туристов. Оно и понятно — вид авангардного здания, где нет ни одной прямой линии и ни одного скучного цвета, невероятно эффектен и всегда привлекает внимание. 35 лет назад чудесный человек с непроизносимым псевдонимом Фриденсрайх Хундертвассер вместе с другим архитектором, Йозефом Кравиной, создали этот сказочный дом, так напоминающий творения великого Гауди в Барселоне. В общем-то, в основе их замысла лежала та же идея — единения с природой.
Как и дворцы с жилыми домами, столичные соборы могут быть совершенно не похожи друг на друга. Скажем, есть редкие примеры древнего романского стиля — например, старейшая в Вене церковь Святого Руперта 8 века, практически ровесница самого города. И в то же время много неоготики, как Церковь Обета с двумя вздымающимися вверх ажурными башнями.
Однако не только московскому, но и венскому градостроительству был свойствен известный вандализм — оптимизаторы и реноваторы разных веков многое сносили, надстраивали, комбинировали, так что теперь на одной улице можно увидеть архитектуру самых разных эпох, а изящные шпили барочных храмов отражаются в витринах модных магазинов.
А вообще, в Вене всего хватает — балконы с лепниной, антаблементы, пышные площади, уютные уголки, интересные детали, на каждую улицу по легенде… Главное — внимательно глядеть по сторонам!
Городская скульптура в Вене, может, не так оригинальна, как в Будапеште, но все равно на редкость изысканна!
Увековечивали в камне как всегда монархов, принцев, военачальников, очень часто — композиторов, чуть реже — писателей и прочих знаменитых австрийцев.
Но популярнее всего, кажется, античные сюжеты — Вена густо населена богами и героями, нимфами и наядами, и просто всякими аллегорическими фигурами…
А ещё кариатиды одна краше другой!